Священный Патмос. Глава 2. Пещера Апокалипсиса

Валерия Алфеева

Храм над пещерой Апокалипсиса
Храм над пещерой Апокалипсиса
Источник: Wikimedia Commons

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего... 

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. 

Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний... 

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников 

и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом; 

глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; ...и голос Его, как шум вод многих. 

Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. 

И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,

и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи от ада и смерти. 

Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. 

Этот лик Сына Человеческого, преображенный и просиявший, как солнце, Иоанн Богослов еще юношей увидел на Фаворе. 

Тогда ученики Иисуса испугались и пали ниц; и теперь святой Иоанн пал к ногам Его, как мертвый.  

Невольно приходят на память слова Иакова, когда увидел он на пути в Харран лестницу, соединяющую землю и небо, ангелов, восходящих и нисходящих по ней, и Господа на верху ее; 

Истинно Господь присутствует на месте сем, а я не знал! ...Как страшно сие место! это ничто иное, как дом Божий, это врата небесные. 

И вспоминаются слова Самого Бога из Неопалимой Купины: 

Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 

В «Житии и хождении Иоанна Богослова», славянском апокрифе, говорится от лица ученика апостола — Прохора: «Исшедше же изъ града яко до три поприщъ на месте безмолвне обретохове пещеру и пребыхове дний десять». 

Внутреннее убранство пещеры Апокалипсиса
Источник: Glorious 93 / Wikimedia Commons

А посетивший ее более ста лет назад наш известный литургист и знаток Восточной Церкви Алексей Дмитриевский оставил такое описание:

«Грот Апокалипсиса находится как раз на половине дороги от пристани к монастырю, в недалеком расстоянии от самой дороги. Снаружи он покрыт постройками, посреди которых возвышается изящный купол главного храма в честь св. Анны... Вход в этот грот из храма св. Анны отделан в виде тяжелого драпри... поддерживаемого посредине низкою массивною колонною. Храм Откровения представляет естественную, из известкового камня темно-серого цвета, совершенно необделанную пещеру, приспособленную, однако же, для богослужебных целей. По стенам пещеры стоят стасидии, впереди небольшой и весьма невзрачный иконостас с тремя наместными иконами, в алтаре в углублениях пещеры устроены престол и жертвенник...

Грот весьма небольших размеров... На самом потолке грота есть три довольно заметные борозды или полосы, которыми разделен он на три части. По местному преданию, образовались эти полосы от того «великого землетрясения» (Ап 6:12), которым сопровождалось созерцание сокровенных тайн Божиих великим тайновидцем. Близ алтарной преграды на правой стороне есть небольшая впадина или выбоина в пещере, происшедшая, как утверждает то же предание, от падения св. апостола, как мертвого... Грот Апокалипсиса сохранился в своем настоящем виде с XI века».

…До двадцатого, могли бы добавить мы. Нет только «тяжелого драпри», пещера освещена из церковных окон, выходящих на склоны и бухту под ними. А на углубление в стене почти над самой землей, обведенное столбиками невысокой медной ограды, более достоверно указывают как на место, где покоилась голова апостола Иоанна во время сна. Показывают и другую, размером с ладонь, выемку в стене, на которую он мог опереться, вставая. 

Эти стены, некогда опаленные огнем Откровения, повторены на бесчисленных иконах и фресках. На темном фоне пещеры сидят убеленный сединами старец и его ученик. Святой Иоанн весь обращен в слух: голова чуть склонена к плечу, ухо внемлет высшим сферам, откуда Десница Божия направляет почти незримые лучи; золотые отсветы неба лежат на его челе и одеждах. Прохор, с лицом юношески кротким, но отрешенным, сосредоточенным, записывает его слова; свитки сложены в плетеную корзину. 

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов со своим учеником Святым Прохором. Фреска монастыря Святого Николая Анапавсаса в Метеорах, Греция. 1527 год. Иконописец Феофан Критский
Источник: Демид / Fotoload

О чем пророчествуют эти свитки самой таинственной из боговдохновенных книг, с которой познание и время не сняли семи печатей?

В ее грандиозной панораме прошлое, настоящее и будущее сплавлены в символы вечной реальности. Они раскрывают трагическую суть всемирной истории как борьбы зла — против Истины, Красоты и Блага; антихриста — против Церкви Христовой в мире; дьявола и его темных сил — против Бога, ангелов и народа Его. Это священная история бытия и конца мира. И разрешение безысходного земного трагизма за пределами истории — в царстве трансцендентном, царстве Божием, где нет ни страдания, ни смерти, а только жизнь бесконечная...

В эту священную историю вписаны все наши судьбы, и она отражена в каждой судьбе. В ней раскрыт и смысл нашей свободы — как выбора между именем Бога — и начертанием, или именем зверя. Ибо в жертвенной любви Своей Бог дал нам такую свободу, что мы можем ответить Ему полнотой взаимной жертвенности и любви, или всей дарованной Им жизнью и дарованной Им свободой — Его распинать. 

Можем и не сделать выбора, остаться между станами, как большинство смертных. Но тогда и Он вправе сказать: 

О, если бы ты был холоден или горяч!

Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 

Не потому ли и так несчастен человек, что утратил единственное непреходящее богатство и обнажен от благодати? 

Вот и я с другого края света пришла к тебе, апостол святой любви, с последней надеждой, что ты примешь меня на своем священном острове, «ныне обнищавшее мое не презришь сердце»...