Воскресение Христово: «Я с вами во все дни!»

Владимир Басенков

Ангел и мироносицы. Фреска, Сербия
Ангел и мироносицы. Фреска, Сербия
Источник: «Подлинник онлайн»

Спаситель преодолел смерть рода человеческого через Воскресение. Разложить на формулы процессы, происходившие c Телом Сына Божия, вывести в понятные законы случившееся с Ним нам не под силу. Но очевидного не обойдешь стороной: жестоко убитый восстал из мертвых, более того, воскреснув для новой, более совершенной реальности. Заглянем в текст Острожской Библии, чтобы заново пережить величайшее в истории человечества событие и соприкоснуться с дивным новым миром вечности.

Великая Суббота, несмотря на провозглашение «дня тишины», уже повествует о радостном событии — Воскресении Христа. Трудно даже представить восторг непосредственных свидетелей тех событий, членов апостольской общины, людей искренних и убежденных, верно следовавших за Учителем и внезапно лишившихся своей путеводной звезды. Подавленные, напуганные, шокированные, возможно, еще не успевшие переосмыслить случившееся и задать себе тяжелые вопросы, как же жить дальше, они также испытывают новое потрясение, но уже с иным оттенком. Не верить своим глазам — это про тех, кто увидел восставшего из мертвых. Это был уже не пролежавший в гробнице Лазарь, видимо, отошедший в мир иной по причине болезни. Воскрес Человек, жестоко убитый.

Субботнее Евангелие завершается словами Христа, стоявшего перед апостолами:

Дастмися всяка власть, на небеси и наземли. Шедше, научите вся языки, крестяще их, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповеда вам. И се Аз с вами во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:18-20).

Спаситель говорит апостолам, а вместе с ними и нам, что Он есть настоящий Правитель Мира. В это трудно не поверить из уст Человека, который сначала, обладая великой силой, дает себя позорно казнить, а затем, словно ничего это не было, воскрешает Себя из мертвых, спокойно переступая через злобу палачей и мрачную безвозвратность смерти. Могущество Спасителя в глазах человека дошло до высшей точки — победы над смертью. И поэтому все, что говорил Христос ранее — не отвлеченная философия или красивая лирика, а необходимое условие для того, чтобы однажды, в последний раз вдохнув воздуха этого мира, открыть глаза уже для новой жизни вечного счастья.

Спаситель призывает апостолов максимально распространить все, что они теперь знают, среди других народов мира, уча их не просто соблюдать, но, как это раскрывается в кратком слове «блюсти» — сохранять, тщательно оберегать, и даже стеречь евангельское учение. Нас не было рядом с апостолами в те моменты, но сила Святого Духа позволяет нам через крещение и церковные таинства максимально ощутить тот заряд света и надежды, что заключены в невероятно мотивирующих словах Христа: «И се Аз с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Он никуда не ушел, а находится со всеми, кто исповедует Его Богом, верит в Него, надеется на Него, любит Его.

Христианство есть мученичество не только потому, что перманентно испытывает «мягкие» или жесточайшие гонения за веру. Скорбь христиан в мире происходит от того, что приходится постоянно разрываться. Хочется вечного счастья и вечной жизни, мира и радости в душе, но не меньше хочется жить в сытом достатке, не будучи чуждым всему человеческому. Слова Священного Писания так прекрасны, но забота о хлебе насущном была, есть и остается насущным делом для каждого человека. Хочется больше молиться, ходить в храм, читать и смотреть чего-то душеполезное, но реалии съедают львиную долю нашего времени. Хочется поскорее к Богу в объятия, но вот снова маячит очередной соблазн и отвлечение этой временной, но такой притягательной жизни…

Пасха уникальна тем, что разрывает круговорот борения и как будто погружает нас океан благодатной энергии, изливаемой щедрым Богом. Сначала мы видим потрясающе воодушевляющую историю Воскресения, а затем уже Иоанн Богослов как будто переносит нас в запредельные миры, в которых мы должны учиться жить уже сейчас. Где Спаситель, Который с нами во все дни до скончания времен истории? Он там, отвечает апостол Иоанн, где «в начале бе Слово, и Слово бе в Боге, и Бог бе Слово» (Ин. 1:1). В самом начале, вне времени, пребывает Бог и зовет нас туда, где благодать Святого Духа — это воздух и пространство, время и твердь нового мира. «Се бе искони в Бозе» (Ин. 1:2), уточняет апостол, и слово «искони» сквозит своей неотмирностью. Можно ли сказать про Бога и Его Царство, что у них было начало в нашем, человеческом смысле? Конечно, нет. Апостол переносит нас в вечность с Богом, где «свет во тме светится, и тма его не объят» (Ин. 1:5).

Мы не знаем, как выглядит этот прекрасный мир. И нас не было в день Воскресения вместе с апостолами и женами-мироносицами. Но мы определенно можем очень сильно приблизиться к тем событиям, а, самое главное, наполниться их духом, той благодатью, которая, по словам апостола, произошла через Христа. Пасхальное время — удивительный календарный период в жизни человечества, который приоткрывает дверь в Царство Славы и позволяет ближе рассмотреть Спасителя, связующую нить для каждого из нас с миром вечного счастья. Пасхального счастья, которое уготовано для всех нас от создания мира.