Вербное воскресенье. Зачем нам Бог?
Начало евангельского чтения в очередной раз отсылает нас к истории дня субботнего, а именно, настоящему чуду воскресения Спасителем Своего друга Лазаря:
Исусъ же прeжде шестихъ днiи пaсхы, пріиде въ Вифaнію, идеже бе Лaзарь умeрыи, єго же воскреси от мертвыхъ (Ин. 12:1).
Это была не реанимация впавшего в клиническую смерть человека, а настоящая демонстрация власти над плотью (ведь Лазарь пролежал в гробнице целых четыре дня) и душой. В субботу Христос дал четкий знак свидетелям Своих слов и дел: только Я настоящий Хозяин жизни, и вы, видя, что Я способен решить главную проблему человечества — смерть — будучи благоразумны, просто обязаны искать ответы в том, что я говорю и делаю.
Победитель смерти и Повелитель жизни специально ест и пьет с тем, кого воскресил, чтобы это событие, как часто бывает даже со сверхъестественным, не прошло внезапной вспышкой мимо общества. Мы знаем по себе: время «лечит», то есть, притупляет память о каком-то событии, меняет наше к нему отношение, вытесняет из памяти детали, заставляет сомневаться том, каким оно было на самом деле по прошествии многих дней, месяцев и лет. Упреждая скептиков и подкрепляя Свою миссию, Спаситель спокойно ужинает вместе с воскресшим покойником в доме Марфы.
Здесь мы видим описание сцены с участием женщины по имени Мария, абсолютно иррациональным и для нас, если мы попытаемся представить себя участниками событий:
Мaрія же пріeмши литру мира, нaрда пистикы, многоценны, помaза нозе Исусове, из отре власы своими нозе его, хрaмина же иссп0олнисzя от воня мaсти благовонныя (Ин. 12:3).
Что она делает? Есть ценное масло, которым можно распорядиться по-разному, но зачем-то эта женщина мажет им ноги Спасителя и вытирает своими волосами! Абсурд, с которым мы можем столкнуться в реальной жизни. Даже будучи людьми верующими, мы не всегда способными увидеть невидимое, и принять, что кто-то рядом с нами может чувствовать Бога глубже чем мы. Бывает, отругаем кого-то из ближних, посчитав, что он поступил абсолютно нелогично. На деле оказывалось, что нелогично, но по-евангельски. А мы воспринимали поступок этого человека абсолютно по-житейски.
Так вот, действие Марии абсолютно не понял Иуда:
Гла же единъ от учникъ его, їyда симоновъ искаріoтскіи, иже хотше его предaти. Чесо рaди миро се не продано бесть на трихъ стехъ пенязь, из дано нищимъ; Се же рече, не яко о нищихъ печaшеся, но яко тaть бе. из ковчeжецъ измеяше, из вметaемая ношaше (Ин. 12:4-6).
Кто такой Иуда? Это мы в те моменты, когда пытаемся растолковать происходящие в нашей жизни события с точки зрения собственной выгоды, маскируя их под благородными мотивами. Да, Иуда, возможно, и планировал часть вырученных от проданного мира раздать нищим. Другую — положить себе в карман. Продуманный человек, применяющий стратегию «выиграл-выиграл». Но подобная позиция демонстрирует лишь эгоизм, когда Бог — каким бы иррациональным Он не казался — выбрасывается за борт восприятия. Мы не хотим к Нему прислушиваться, перекрывая тонкую струйку Его голоса в голове «здравым смыслом». Здравым смыслом руководствовался Иуда. Хотя Христос уже прямо сказал ученику о правильной расстановке приоритетов, тот отказался это принимать и встал на путь конфликта с Божией волей. Агрессивное игнорирование Бога всегда печально оканчивается для человека.
Надо сказать, что на воскрешенного Лазаря в тот вечер пришли «поглазеть» иудеи со всех окрестностей:
Разуме же народъ многъ от їудей яко ту есть. И пріидоша, не Исуса рaди токмо, но да и лaзаря видетъ, его же воскреси от мертвыхъ (Ин. 12:9).
Их интересовал и обладавший сверхъестественными способностями Христос, и воскресший после четырех дней погребения Лазарь, оживший без каких бы то ни было следов тления плоти. Искреннее, но абсолютно праздное любопытство. Народ в данном случае скорее искал зрелища — шокирующего, интересно, захватывающего, которое могло стать хорошей темой для досужих разговоров. Но не того чуда, которое через внешнее событие приоткрывало завесу тайны смыслов человеческого бытия. Такая поверхностность и «слепота» откроется уже на следующий день в Иерусалиме.
Первосвященники также в упор не хотели принимать тот факт, что перед ними действует Бог, Властитель жизни. Они не смогли переступить через свои жажду власти и тщеславие. Безумие, не правда ли? Духовной элите Израиля буквально выпала честь быть современниками Сына Божия, лично слушать Его и наблюдать за совершаемыми им чудесами. Но первосвященники также отказались слушать голос иррационального и агрессивно встали на защиту своих привычек, цена которым — короткая жизнь с одинаковым финалом. Лазаря они планировали убить. Хотя могли бы извлечь пользу —например, узнать у Христа, как бы и нам, первосвященникам, победить смерть, когда придет наш черед?
Утром Спаситель въезжает в Иерусалим:
Во утреи же днеь, народъ многъ пришeдыи въ прaздникъ, слышавше яко Исусъ грядeтъ во Iеросалимъ, пріяша ваіе от фiникъ, и изыдоша въ сретеніе ему, и звaху глаголюще. Осaнна, благоcловeнъ грядыи во имя Господне, Царь Iзраилев (Ин. 12:12-13).
Слава Христа как «воскресителя» (что стало квинтэссенцией Его славы, обретенной за три года общественного служения проповедью и совершением чудес) уверила народ, что Он — Мессия. Но только не тот, которого хотели люди. Все без исключения уличные крикуны ожидали от Спасителя решения сиюминутных, временных проблем. Их яростные «распни» уже через несколько дней будут реакцией на то, что Бог не оправдал их ожиданий. От Христа требовалось, чтобы Он обеспечил народу рай на земле, и желательно вечный. В общем, встречавшие Христа уже рисовали себе образы здоровой, сытой, свободной от власти римлян жизни. Да, воскрешение Лазаря как бы намекало: каждого умершего иудея Христос мог запросто вернуть к жизни. Конечно, надо кричать громче, чтобы потом был повод подойти да попросить здоровья, денег, бессмертия — в общем, всего, что входит в набор настоящего счастья.
«Рекламу» Спасителю сделали те, кто своими глазами видел воскрешение Лазаря. Собственно, именно поэтому люди и встречали Христа. Их слабо интересовали слова, пусть важные и очень красивые, о том, как надо правильно жить. Это и сейчас мало кому интересно. Гораздо больше привлекают лайфхаки, механизмы, практичные маршруты достижения результата. Не того, что будет когда-то, в какой-то непонятно вечности, а того, что можно пощупать. Вот, например, Лазаря с того света вытащили. Это интересно!
Праздник входа Господня в Иерусалим — про нас. Про тех, кто постоянно борется и проигрывает борьбу двух тяг, к миру вечному и миру тленному. Для чего нам нужен Бог? Для того, чтобы решать с Его помощью тактические задачи? Или же Он интересен нам как Источник настоящей жизни, которая не оканчивается с последним вздохом грудной клетки?