Спутник жизни: по любви или по расчету?
Как выбирали невест в Древней Руси? Почему на сватьях лежала высокая ответственность за счастье будущего брака? И по каким критериям подбирали супругу молодому человеку? Об этом и не только поговорим сегодня.
Сегодня обычаев выбора невесты, подобных русским традициям седой старины, не существует. В патриархальных семьях, которые сохранили обрывки старинного уклада либо пытаются восстановить его, максимум можно встретить варианты родительского благословения на брак и жесткого права вето на выбор невесты. Не более. А вот как это было веке еще так в XIX-ом.
Женитьба вслепую
Вы, наверное, об этом слышали. Лубочные картинки благородной Руси с ее храмами и монастырями, преподобными и юродивыми с трудом коррелируют с традицией почти бесправия брачующихся. Впрочем, так было не всегда и не везде, но известно, что жених и невеста могли и не знать друг друга до свадьбы. Да и браки совершались, как правило, в подростковом возрасте и это было в порядке вещей. Родители просто решали: так, ищем невесту. И вели разговор со знакомыми. Строго говоря, брак фактически заключался между родителями жениха и невесты.
Жених вообще мог быть не в курсе, что скоро у него свадьба. Понятно, откуда берет начало поговорка «меня без меня женили».
Институт сватов
Сват или сваха выбирался из числа близких к семейству доверенных людей, которых отправляли в «стан» невесты для переговоров. Родители девушки всегда могли найти вежливую отговорку, и дать свадебному поверенному от ворот поворот. Если же получалось первичное согласие, наступал второй этап. К невесте ехала мать жениха, или смотрительница. В ее задачу входила оценка ума, красоты и хозяйственности девушки. Все это происходило за разговором в комнате невесты. И да, бывали подлоги, когда «разведке» жениха показывали одну девушку, а выдавали в жены другую.
Николай Пименко «Сваты»
Источник: Gallerix
Жених чаще всего не видел будущую супругу. Вся информация к нему поступала от смотрительницы. Случались ли разводы от такого «брака вслепую»? Редко. Возможным было целое производство с подключением представителей Церкви, но только в том случае, если жених доказывал, что его и сватов обманули.
Брачный контракт
В наши дни это редкость, которую презрительно могут посчитать веянием загнивающего Запада. Но нет, на Руси как раз-таки составлялась рядная запись, где жених за выкуп (а позже без него) брал в жены девушку, родители которой, в свою очередь, должны были наградить молодую семью приданным. В старинном договоре могли прописать и условия, при которых жених обязывался не бить жену. В целом же, брачный сговор представлял собой встречу родителей жениха и невесты для скрепления будущего союза взаимными договоренностями и обязательствами, нарушение которых могло обернуться судом с последствиями для одной из сторон. Но это было редкостью. В старину люди умели договариваться.
А как же любовь?
Нам, современникам, трудно понять, как вообще мог работать древнерусский институт брака, если жених и невеста вступали в союз не по своему желанию. Удивительно, но работал. Причем демографическая ситуация у русского народа из века в века складывалась более чем положительно, несмотря на тяжелые условия жизни, труда и военные реалии. А вот комфортный XX век все изменил. Но это отступление в сторону.
Алексей Степнов «Хоровод»
Источник: Gallerix
Вас наверняка интересует: а было ли по-другому? Конечно, очень хочется «love story» на атмосферных фонах Древней Руси. С ходу – история любви князя Игоря и Ольги, а тем более покровителей брака Петра и Февроньи. Это ведь самая что ни на есть любовь с первого взгляда. С ухаживаниями, романтикой и усердным стремлением добиться сердца любимой. Все это было, правда, чаще привилегией знати. Но ведь и крестьянский парнишка мог увидеть в хороводе понравившуюся девчонку, которая потом стала бы его женой. Правда, вышеописанных процедур с вариациями что для князей, что для простонародья никто не отменял.
Совсем другое дело, что благочестивые родители никогда ничего не делали без молитвы, помня, что без Бога невозможно сотворить чего-то доброго. А значит, ответственность родителей и полная покорность им детей базировались не на русском «авось», а на всецелом доверии воле Всевышнего. И, как показала история, доверие это было полностью оправдано.