Семейное обучение: путь к свободе

Владимир Басенков

Источник: home-school.interneturok.ru

Получение общего образования в стенах родного дома — спорное новшество или забытая русская традиция? О том, почему семейное обучение это здорово, что такое отрицательная социализация и как воспитать мотивированного ребенка, поговорим в сегодняшней статье.

Семейное или домашнее?

Для начала определимся с терминами. Порой кислое путают с пресным, называя вынужденную организацию учебного процесса ребенка на дому семейным обучением. На самом деле речь в таком случае идет о домашнем обучении. То есть о ситуации, когда по причине серьезной болезни ученик находится у себя дома, а учителя из школы, в которой он учился или прикреплен по месту прописки, посещают его для проведения уроков.

Семейным образованием (по-английски homeschooling) принято считать форму получения образования в Российской Федерации, предусматривающей изучение общеобразовательной программы вне школы. Такой формат предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме оcновного государственного экзамена в 9-м классе, а также единого государственного экзамена ЕГЭ — в 11-м. Для получения допуска к ОГЭ учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию.

Аттестацию можно проходить в любой школе, к которой прикреплен ребенок. Так, один из сервисов семейного обучения предлагает для этого одну из московских школ, аттестат которой ученик и получит по итогам учебы. Перейти на семейное учение можно в любое время учебного года и в любом классе. Количество промежуточных аттестаций согласовывается родителями с руководством школы, к которой прикреплен ребенок.

Ответственность за образовательный процесс берут на себя родители. В наши дни существует достаточно неплохих школ семейного обучения, которые предлагают целый спектр услуг от методических материалов и видеоуроков до возможности заниматься онлайн с высококлассными педагогами. Сразу нужно оговориться: при выборе подобной модели обучения независимо от формата ответственность и погруженность родителей в процесс учебы ребенка многократно возрастает.

Немного статистики

В России на семейном обучении находится около 100 000 детей, во всем мире — 3 000 000.

«В США, Европе на 30-40% у детей на семейном образовании результаты экзаменов, аналогам наших ОГЭ и ЕГЭ, выше. Такие именитые вузы как Гарвард или Йель принимают «хоумскулеров» по специальной программе, поскольку дети обладают творческим и критическим мышлением», – рассказывает Алексей Комов, руководитель классической христианской программы поддержки семейного образования «Классические беседы».

А зачем?

Да, зачем изобретать велосипед, выбиваться из масс и совершать революцию в собственной жизни и ставить эксперимент на детях? Давайте посмотрим на преимущества данной системы обучения.

  • Семья играет приоритетную роль в процессе обучения, и именно семья выстраивает образовательную стратегию. Преподавать креационизм вместо дарвинизма — тоже можно;
  • «Хоумскулеры» убеждены, что ребенок должен быть мотивирован на учебу позитивно, а не из-под палки. Образование определяется в первую очередь индивидуальными интересами, особенностями ребенка, а не только школьной программой.
  • План обучения — вот что не дает закрывать ребенка в 4х стенах и позволяет встать и размяться, если это нужно, сделать перерыв, когда необходимо, а не томиться до спасительного звонка, совершенно не усваивая информацию. Уроки в течение дня, недели и даже года могут распределяться и блоками, и по уровню нагрузки.
  • На первом месте не оценки, а сохранение интереса к знаниям. Все гениальное просто.
  • Семейное образование основывается на способности ученика самостоятельно искать и усваивать информацию.

Кроме того:

  • Стоимость обучения в совокупности – гораздо ниже. Можно забыть о регулярных сборах «на нужды», питание, охрану и т.п. Да, про репетиторов (кстати, почему вы их нанимаете, если дети ходят в школу?) тоже забудьте.
  • Качество образования зависит от успеваемости «слабых» учеников.
  • Учащиеся общеобразовательных школ подобраны по абсолютно случайному признаку: это дети совершенно разных родителей, культур, социальных слоев, с разным уровнем требования к качеству образования.

Социализация: мифы и реальность

Ну что, а теперь о социализации? Конечно, переживания родителей связаны с тем, как их ребенок будет жить обществе, которое стремительно меняется. Значит, нужно держать руку на пульсе, уметь осуществлять эффективную коммуникацию, быть способным постоять за себя, интуитивно чувствовать человека, избегать манипуляций и уловок недобросовестных людей.

Кажется, без школы – прообраза трудового коллектива в будущем — никак. Не все так просто.

Социализацией, в первую очередь, принято считать процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и форм поведения в обществе. Как «запертый» дома ребенок может социализировать?

Ну, во-первых, запирают или наоборот, дают свободу родители. Ребенок не живет на острове (хотя и такое бывает, и тут хоумскулинг незаменим). Есть друзья во дворе. Есть секции и кружки (мы же занимаемся всесторонним развитием ребенка?). Есть друзья семьи, родственники, у которых также есть дети. Кроме того, хоумскулеры имеют свои сообщества, в которых общаются вот такие вот семьи, решившиеся на семейное обучение. Более того, иногда хоумскулеры организовывают маленькие классы, получается что-то вроде домашних школ.

А что в школе? Огромное количество детей в здании вообще, короткие перемены в 5-10 минут… Где общаться? После школы? Но, поправьте, или я ошибаюсь, что сейчас в школах «грузят» заданиями будь здоров, и зачастую ребенок до позднего вечера сидит над учебниками…

При семейном обучении появляется возможность выстроить учебный процесс более гибко, и тогда время на доп. образование, общение — следовательно, и социализацию, — появится. Не будем списывать со счетов и «отрицательную» социализацию, с которой, не дай Бог, ребенок может столкнуться в школе.

Травля (она же буллинг переходящий в кибербуллинг), возможность «научиться плохому» (и необязательно речь о банальных вредных привычках, иметь место могут негативные социальные установки и ориентиры, проще говоря, приходим к христианскому «грех заразен»), формирование протестных настроений в отношении «власти» учителей, родителей, а вскоре и мира взрослых и вообще бунт против здоровых ценностей как реакция на среду — вот последствия отрицательной социализации.

Будущее государства в основе своей куется среди детей в школьном возрасте. Из школы выходят будущие Ломоносовы-Достоевские и Ленины-Троцкие.

Напоследок

Важно обратить внимание на то, что при семейном обучении выстраивается процесс добровольной учебы. Здесь и доверие, и ответственность, и самостоятельность, и возможность сделать акценты на тех предметах, к которым есть склонность.

Формируется новый тип «человека свободного», которого не нужно понукать. Рабочий процесс, основанный на внутреннем желании, всегда принесет больше пользы делу и внутреннего мира труженика, нежели негативная мотивация. Семейное обучение воспитывает свободную личность. В хорошем, христианском смысле этого слова.

Смотрите также: экспертное мнение Елены Шичалиной. Известный педагог с многолетним опытом работы, кандидат филологических наук, директор Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю.А. Шичалина рассуждает о недостатках семейного образования, сложностях, с которым сталкиваются сами «хоумскулеры» и их семьи и предлагает альтернативные решения проблем массовой школы.

В продолжение дискуссии смотрите эксперное мнение Любовью Клебанской, матери одиннадцатилетнего мальчика, которая перевела своего сына на семейное обучение.