Почему Святую Деву называют «благословенной среди женщин»?
Ответ — в очередном материале нашего цикла о толковании Священного Писания по текстам Острожской Библии.
Православная Церковь предлагает на богослужении праздника два отрывка из Евангелия, посвященных торжеству. В обоих случаях Пресвятая Богородица прославляется как Матерь Божья. Но более информативным и содержательным кажется первый, читаемый за утреней фрагмент, посвященный встрече Марии с праведной Елизаветой, на тот момент носившей во чреве Иоанна Крестителя.
«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» (Лк. 1:39-56).
Мария на тот момент уже получила откровение от архангела Гавриила и зачала Спасителя от Святого Духа. Беременна была и Елизавета. Во встрече двух матерей можно видеть и встречу Христа со своим Предотечей. «Величайший из пророков» через мать приветствует Господа, своего Родственника и Сына Божия:
Мария названа «благословенной в женах», или «благословенной среди женщин». Возвышенное слово «благословенная» перешло из церковнославянского языка и в русский. В чем его значение? Словарь отвечает нам: «прославляемая, восхваляемая, превозносимая; получившая свыше всякое благо и помощь». И в каждом случае многозначное определение будет верно в отношении Пресвятой Богородицы. Она прославляема и Богом, и людьми, восхваляема и превозносима и Творцом, и человечеством за Свой подвиг. И, конечно, свыше Она получила и награду, став Матерью Божьей и Заступницей рода христианского, и в течение всей жизни находилась под защитой Духа Святого. Иначе как можно объяснить, что на фоне постоянных гонений на Христа и Его последователей, Богородица оставалась невредимой, и даже после ее кончины иудеи не смогли причинить вреда похоронной процессии с гробом Марии?
На Успение Пресвятой Богородицы часто вспоминаются слова из творения Амвросия Медиоланского «О девственницах», где автор на основе христианского предания рисует замечательный портрет Святой Девы:
«Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».
Зачем этот большой фрагмент и вне того праздника, к которому он принадлежит? Логично, что то, какой была Богородица, вспоминают после Ее отшествия ко Господу из мира людей. И справедливо, что добродетели Марии не были статичным даром, но преумножались на всем Ее земном пути. Но, тем не менее, помня, Кто пришел в мир, когда Богородица родилась, стоит взглянуть на ту высоту совершенства, в котором пребывала Святая Дева.
Мы помним историю Ее непростого рождения: до преклонных лет у Иоакима и Анны, людей праведных и благочестивых, не было детей. Бог хранил этих людей тяжкими испытаниями сердца от проникновения в их души страстей. В молитвах о своей боли проводили эти люди дни жизни. И Творец не дал им более никого из чад, возложив лишь одну единственную миссию: привести в мир Святую Деву. Надо сказать, что всего через несколько лет после рождения Марии Ее родители умерли. Поистине, генетика значит много: Богородица родилась в семье людей праведных. История Иоакима и Анны — урок родителям (и пусть это не звучит банально) о том, как нужно относиться к духовной и нравственной стороне своей жизни, чтобы в будущем дети стали гордостью, а не печалью отца и матери.
Что касается Марии, Она также оказалась в стесненных условиях, способная выжить лишь в состоянии постоянного богообщения, молитвы и послушания Ему. Дева живет в Иерусалимском храме, оставшись без родителей, хотя и совсем не в одиночестве, поскольку поддерживает контакт с родственниками. Но чаще Мария находится лишь в общении с духовенством и другими девами, узким путем двигаясь к тому моменту, когда будет готова дать Богу ответ: сможет ли Она стать вратами для входа Сына Божия в мир людей? Очевидно, что это происходит в момент духовной зрелости Марии, когда Ее вера достаточно сильна, и по вере выстроена вся жизнь Пречистой.
Но все же, Богородицу предызбрал Бог. Через избрание рода, через избрание Иоакима и Анны, через избрание Самой Марии как Матери Спасителя. И именно потому Она и зовется «благословенной среди женщин». Но только ли по факту Своей избранности? Да, но и по факту высоты того нравственного состояния, которое описал в портрете Богородицы Амвросий Медиоланский. Бог пришел в мир через Женщину, духовное состояние которой находилось на максимально возможной высоте. И не просто потому, что это было Ей дано, но и потому, что Она добровольно решила это состояние сохранить и преумножить, пойдя по пути праведности.
И это очень важный, наверное, ключевой момент посылов праздника Рождества Богородицы. В центре торжества, возможно, между строк, находится вопрос нравственного выбора человека, который влияет на его духовную реальность и потомство. Важнейший урок праздника – в том, насколько значимым является внутренний мир женщины, ведь согласно древней мудрости «воспитывая мальчика, воспитываешь мужчину; воспитывая девочку, воспитываешь нацию». Нация христиан стоит на фундаменте Христовой любви и Богородичной нравственности. И каждый праздник в честь Пречистой — замечательная возможность об этом вспомнить.
Кстати: Интересны различия написания в тексте Острожской Библии и пореформенного издания имени праведной Елизаветы:
Также в глаза бросаются и формулировки фразы из песни Богородицы в данном отрывке (в Острожской Библии и пореформенном тексте соответственно):