Новый год: приближение вечности

Владимир Басенков

Новолетие. Фреска XIV в., монастырь Высокие Дечаны, Сербия. Косово
Новолетие. Фреска XIV в., монастырь Высокие Дечаны, Сербия. Косово
Источник: Wikimedia Commons

Наступило новое «лето Господне» — 2022 год, а по старообрядческим данным — даже 7530. Прекрасное время, чтобы подвести итоги и построить планы, а еще — заглянуть в старую русскую Библию князя Василия Острожского и набраться мудрости, вдохновения и радости от того, что нам обещает в Новом году наш Спаситель.

Это зачало мы слышим на службе в храмах утром 14 сентября — когда, согласно сложившейся древней традиции, отмечается церковный новый год. Изначально он был светским, но симфония властей сделала свое дело. Да и что плохого в том, что христиане, помня, что без Бога не могут ничего доброго творить, просят у Него благословения на очередной жизненный цикл? Время шло, история богатела событиями, и так получается, что русский народ сегодня имеет целых три новолетия: церковное — 14 сентября, «имперское» — 14 января, и «советское» — 1 января.

Копий в спорах вокруг целесообразности празднования для христианина каждой из дат (особенно последней) и формы празднования было сломано достаточно. Интересно другое. Наш мир устроен так, что время имеет, на первый взгляд, циклическую природу. Это очевидно: есть четыре сезона года, которые сменяются один другим. Год — это цикл человеческой жизни, у которого во времени есть начало и конец.

Сама логика в акценте на очередном пройденном этапе жизни (как и в случае с днем рождения — персональным «новым годом») — есть. Человек и человечество накануне новолетия подводят итоги, личные или коллективные. Поскольку цикл завершился, строятся и планы на новый период. Время — единственный ограниченный ресурс, который восполняется вечностью. Поэтому ряд символических действий вокруг праздника Нового года подчиняются религиозной логике: прошел этап, подводятся итоги, совершается торжество радости тому, что мы еще живы, мы еще в силах, и способны двигаться дальше, чтобы что-то изменить.

В конце концов, мы понимаем, что количество наших жизненных циклов, как бы мы не радовались наступлению для нас очередного из них, ограничено. Когда-то это все закончится: мы закроем глаза, испустим последний вздох и начнется новая реальность. Собственно, о ней и говорит Спаситель в том отрывке Евангелия, который читается на церковное новолетие. Индикт в России отмечается фактически никак — да, есть богослужение, проповеди, но, положа руку на сердце, какой процент наших сограждан это затрагивает?. Поэтому целесообразно повторить все то, что говорит Церковь по календарю 14 сентября, и в новогодние дни.

Начнем с конца фразы, потому что в ее завершении вся суть слов Спасителя: «Лето Господне приятно» (Лк. 4:19). Обратим внимание, что не «благоприятно», как русском тексте. Феофилакт Болгарский, гадая над смыслом слов, выдвигает две версии: и будущий век, и Второе Пришествие.

Не отрицая второго, мы остановимся на первой мысли. Одно из значений славянского слова «лето» — год. Можно прочитать фразу по-русски как «благоприятный год Господень». Если год Господень — это вечность, то однозначно, слова Спасителя не могут не утешать и не вдохновлять. Наши персональные года и новые года на этой земле закончатся. Мы старательно избегаем мысли о своей конечности на земле, но Бог утешает нас: «Не переживайте, Я положил для вас начало Своему новому году, который не закончится никогда». Вот это радость. На Новый год люди поднимают бокалы за то, что наступил в их жизни еще один коротенький цикл жизни. А Господь просто объявляет наступление Царства Небесного, «года вечности» для всего человечества.

Значение слова «приятно», указанного в Острожской Библии вместо современного, вроде бы более насыщенного «благоприятно» тоже интересно. Что оно означает? Приятное — значит, доставляющее удовольствие. Христос перед словами о «лете Господнем» перечисляет те духовные группы людей, для которых Он пришел и говорит, чем может им помочь. Перечисляются духовные страдания, а в конце говорится о Царстве Небесном, где все человеку «приятно», то есть, никаких страданий уже нет. Интересно, что другое слово из церковнославянского языка — «прияти» (созвучное и очень похожее) имеет значение «принять» или «получить». Можно простроить филологическую цепочку к следующему смыслу: Господь обещает людям, что они получат «год вечности», то есть, Царство Небесное, не имеющее конца.

С приходом Христа и наступило время доставляющей удовольствие вечности Бога-Троицы, существующее в противовес исполненной страдания и трудностей ограниченной во времени реальности. Поэтому Новый год, когда бы он ни отмечался, — хороший праздник, если в нем заложен правильный смысл. Смерти больше нет, Царство Небесное уже наступило, а мы с каждым годом своей жизни становимся к нему только ближе.

С Новым годом приближения вечности вас, дорогие читатели!