Неделя жен-мироносиц: праздник христианской смелости
Продолжаем цикл толкований библейских событий на основе текста Острожской Библии. Сегодня речь пойдет о событиях утра Воскресения Христова, когда слабые, кроткие и смиренные женщины из апостольской общины отправились к гробнице Христа, дабы воздать Учителю последние (как они думали) почести.
Смелость — именно с этого качества начинается евангельское зачало дня. Иосиф из Аримафеи, «благообразен советник» (Мк. 15:43), был настолько потрясен произошедшим с Христом, что еще до раскрытия перед верными всей тайны Боговоплощения был готов пострадать со Спасителем. Об этом косвенно говорит фраза «иже и той бе чай Царствия Божия» (Мк. 15:43). Она подчеркивает, что проповедь Спасителя в этом конкретном человеке уже дала свои всходы. Иосиф не побоялся пойти на переговоры к Пилату, не побоялся общественного мнения (которое могло иметь более угрожающие последствия, чем публичное порицание в совете), не испугался похоронить Христа на своей земле, в личной гробнице.
И смелость уже во время погребения подхватывают женщины апостольской общины: «Мария же Магдалыни, и Мария Иосиева, зрясте где Его полагаху» (Мк. 15:47). «И минувши суботе» (Мк. 16:1) женщины, купив благовонные масла, чтобы по обычаю помазать тело усопшего, отправились на могилу Учителя. Мы знаем, что к гробу был, во-первых, привален тяжелый камень, а во-вторых, выставлена охрана. На что они рассчитывали, зная, что опасный и угрожающий ростом социального напряжения объект охраняется? В лучшем случае, мироносиц бы прогнали бранью и насмешками. В худшем — и они могли угодить под арест с неизвестными последствиями. Но никакой охраны утром следующего дня после священной субботы нет, потому что женщины уже на подходе к каменной гробнице задаются вопросом «кто отвалит нам камень от двери гроба?» (Мк. 16:3). И тут же убеждаются, что вход в пещеру свободен, да и никаких стражников нет.
«Влезше во гроб» (Мк. 16:5), святые жены, удивление которых все больше нарастает, увидели «юношу седяща в десных» (Мк. 16:5). Это ангел, который и возвещает ученицам, что Спаситель «воста» (Мк. 16:6). В русском тексте переводе этого отрывка используется слово «воскрес», но в данном эпизоде по смысле лучше подходит именно «восстал», потому что отражает передачу ангелом смысла произошедшего для жен-мироносиц с учетом уровня их понимания в текущий момент. Христос восстал из мертвых, потому что был убит, умер, и лег на смертное ложе уже, как думали Его последователи, навечно. Но нет, он восстает, то есть встает вопреки всем биологическим законам. Пока женам нужно знать это: Спаситель ожил.
«Но идите рцыте учеником Его и Петрови, яко варяет вы в Галилеи, тамо видите, якоже рече вам» (Мк. 16:7), говорит ангел. Слово «варяет» на русский было бы лучше перевести не как «предваряет», но «встречает». Ангел сообщает женам-мироносицам место встречи, после чего они со страхом и трепетом убегают. Действительно, кто бы на их месте не испугался? Жены были готовы пойти под понятные им насмешки, ругательства, арест и даже физическую расправу, но здесь с ними произошел случай из запредельного, доселе им неизвестного. Поэтому они в конце концов пугаются и бегут, шокированные произошедшим.
Святые отцы отмечают, что повествование всего отрывка построено так, что в нем можно увидеть последовательный символизм. Итак, Иосиф из Аримафеи искал Царства Небесного. Это потребовало от него мужества отречения от мира (или даже прямого выступления против мира — кому как нравится) в лице Понтия Пилата, которому он не побоялся заявить о своих убеждениях. Спаситель говорит, что мы, Его ученики, в мире будем иметь скорбь. Он предупреждает об испытаниях. Но торжественное шествие мироносиц на гроб — это крестный путь уже для христианина, следующего за Господом. Однако Господь предупреждает, что Его бремя на самом деле легко, а потому бывает, что нашей решительностью следовать за Ним многие предстоящие испытания просто нивелируются. Действительно, зачем испытывать веру человека, который уже, превозмогая себя, уверенно следует за Богом? Мироносицы предполагали, чем может закончиться их утренний поход к гробнице. Но Господь сделал так, что препятствия на их пути исчезли.
Камень, который был привален к входу в гробницу — недуг нашей души, грехи, закрывающие вход в то Царство Небесное, которое «внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Но Царство, как известно, силой берется, и прикадывающий усилия достигает своей цели. Поэтому по вере жен буквально двигаются горы — как еще назвать здоровенный валун, закрывавший вход в гробницу, но чудесным образом отваленный? В тексте Острожской Библии говорится, что жены «влезше» в гробницу, то есть, ни протиснулись через узкий лаз. Это, кстати, опровергает логику изображения светлой утрени как свободного входа группы женщин через широкий вход пещеры внутрь. Нет. И символизм здесь вполне понятен, потому что христианин входит в Царство Небесное узкими вратами. И происходит это через физическую смерть, за которой и последует воскресение вместе с жизнью вечной.
Ангел в пещере сидит справа у гроба. Это также символизирует воскресение и жизнь вместе с Богом. Ведь именно ангел, по слову отцов, — первый представитель Небесного Царства, которого видит человек после своего успения. И путь к Спасителю указывает именно Его посланник: «идите… варяет вы в Галилеи… якоже рече вам» (Мк. 16:7). Вот она, посмертная встреча души с Христом!
Смелость и решительность быть верным Христу проходит красной нитью через евангельское повествование. Смел был Иосиф из Аримафеи, явили подвиг смелости и святые жены. Помимо явления миру образца женщины-христианки через поступок мироносиц, евангельская история учит: встав на путь веры, нужно приложить максимум усилий, чтобы следовать намеченным маршрутом, несмотря на все препятствия. Как бы ни было трудно, как бы мы ни боялись и ни унывали, как бы ни хотели все бросить и опустить руки, нужно помнить: там, где наступает предел человеческих возможностей, начинается безграничная Божия помощь Своим верным ученикам.