Мартирий Зеленецкий: 3 важных совета на Великий пост от преподобного
Зачем усиливать молитву в пост и какой от нее толк? Почему испытания неизбежны для человека? И как память о смерти помогает генерировать созидательную энергию? Об этом и не только — в житии преподобного Мартирия Зеленецкого.
Молитва — первое дело веры
Современнику, ориентированному преимущественно на внешний мир, тяжело смириться с мыслью, что молитва — это дело. А для христианина еще и самое первое с точки зрения его религиозных убеждений. Как иначе? Мы ничего не можем творить без Бога. А раз молитва — разговор с Создателем и первый способ установить с Ним связь, то молитве нужно уделять особое внимание. Тем более в пост, когда мы стремимся стать лучшей версией себя и приблизиться к Господу. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), говорит Христос о темных силах, которые провоцируют человека развиваться неверным духовным путем. То есть, посредством самоограничения и постоянной поддержки связи с Богом мы можем сделать наш пост действительно полезным для себя. Молясь мало или вообще оставляя правило, мы рискуем оказаться в рамках системы самоограничения ради самоограничения, что не приведет к изменениям нашей души.
В житии преподобного Мартирия наряду с традиционными для жизни средневековых монахов многочисленными подвигами молитвы есть и вполне конкретные правила, подчеркивающие степень усилия святого на пути к Богу. Вечером в качестве келейного правила преподобный читал павечерницу, по-современному — повечерие. Традиция ее чтения в качестве вечернего молитвенного правила по сей день сохранилась среди прихожан храмов старообрядной традиции Русской Православной Церкви. При помощи лестовик (древнерусских четок) Мартирий совершал также 1000 молитв Иисусовых и 200 молитв Богородице. Это правило, очевидно выбранное святым самостоятельно, сопровождалось поклонами, 600 из которых были земными.
Не стоит умалять подобное делание: поклоны — это молитва тела. Подражать монахам буквально, возможно и не стоит (хотя, если есть силы и желание — почему нет), а извлечь из примера Мартирия полезный урок лишним не будет.
Будьте готовы к искушениям
Вам, возможно, набило оскомину это слово, но, поверьте, без искушений жизнь христианина протекать не может. Почему? Потому что испытываемый Богом через внешние обстоятельства человек «прокачивает» свою духовную силу. Как говорится, себя до конца не узнаешь, пока не попадешь в экстремальную ситуацию. Человек слаб, а иногда просто невнимателен. То или иное происшествие способно выбить его из колеи, и здесь срабатывают инстинкты и привычки. Тогда-то и открывается христианину собственный внутренний мир со всеми его изъянами. Такие встряски полезны, ведь узнаешь себя, видишь, над чем стоит поработать, а жизнь становится осознаннее. Главное — не бояться и не забывать выполнять первый совет из жития Мартирия.
Одним из мест иноческого подвига преподобного стала непроходимая глушь у села Бабурино. Мартирий жил среди болот, покрытых мхом, и рисковал утонуть, сделав один неосторожный шаг. Он мог погибнуть от лап диких зверей, вой которых сопровождал каждую ночь святого. Жил преподобный не в теплом срубе с печкой, а в шалаше, поэтому был постоянно мучим холодом. Почти постоянно Мартирий находился один, без связи с миром. Что творилось внутри у святого! Но он выстоял, построил часовню, а позже к нему стали стекаться для жизни иноки. Возник монастырь, и испытания одиночеством и неустроенностью быта для Мартирия ушли в прошлое.
Помните час смертный
Говорить об этом сегодня не особо принято, в том числе и среди христиан. Тем не менее, память смертная дает мощный заряд энергии и помогает верно определить свои ценности, выстроить пирамиду ориентиров и правильно поставить цели. Планирование времени также выходит на новый уровень. Ведь дни жизни ограничены. Мы не можем знать, сколько проживем, но мы точно можем взять на себя ответственность за свое существование. Что по-настоящему ценно, если тело однажды умрет? Конечно, душа. Она — самое драгоценное сокровище, которое у нас есть. Заботе о ней, в том числе через заботу о ближних и совершение достойных дел, стоит посвятить себя. Отвергнуть грех и принять добродетель, больше времени уделять близким, творить добро и посвятить себя по-настоящему важным занятиям. А самое главное — стремиться умножать любовь, главное свойство нашего Создателя, заложенное им в человека.
Незадолго до смерти Мартирий выкопал могилу, сколотил гроб, положил его в яму и много часов проводил около него в молитве и размышлениях. О чем думал святой? Наверное, вспоминал о своих ошибках, говорил с Богом, просил возможности измениться до момента своего отшествия в мир иной. Думая о смерти, Мартирий пламенно учил иноков обители и всех гостей монастыря надеяться на Бога, быть трудолюбивыми, по-доброму относиться к людям вокруг и проявлять искренне участие и милосердие к ближним. Думая о смерти, Мартирий открывал в себе, как это ни парадоксально, источник позитивной созидательной энергии, которой он делился с людьми. Преподобный, размышляя о своем уходе из земного мира, в буквальном смысле находил силы делать этот мир лучше.