Корнилий Псковский: 3 совета, как оставаться востребованным

Владимир Басенков

Источник: "Печоры Псковские"

Нам советуют прокачивать навыки и изучать новые «ремесла» быстро меняющегося мира, чтобы оставаться актуальными на рынке труда и по жизни в целом. Но тактика всегда значительно меньше стратегии. Настоящий успех зиждется на принципах. О них – в житии преподобного Корнилия. 

Образованность – наше все

Не стоит понимать под ней только диплом, или исключительно полученные знания. Скорее, образованностью стоит называть грамотность и подкованность в том или ином вопросе, а также широкий кругозор и эрудицию, без которых в нашем (да и не только) мире никак. Финишная черта уровня образования – горизонт, который всегда можно видеть, но достичь – никогда. Век живи и век учись, как говорится. И будешь всегда актуален  востребован.

Корнилий с юных лет начал иноческую жизнь и посвятил себя изучению священных книг, а также реализации на практике правил монашеской жизни. Для своего времени преподобный был крайне начитанным человеком, за что быстро заслужил высокий авторитет. Естественно, очень быстро стал игуменом. Совсем не потому, что хотел, а потому, что был актуален. 

Будьте примером

Ставить такой задачи себе не нужно, а вот брать высокую планку и стремиться к ней – вполне. Если занимаетесь каким-то делом, профессиональным или общественно-полезным, выкладывайтесь на полную. Не позволяйте себе халтуры. Делайте любое дело на отлично. Стать примером – это не привилегия, а необходимость времени. Людям нужен ориентир и человек, на которого нужно равняться. Чем больше будет подобных людей, тем больше пользы это принесет и профессиональному сообществу, и обществу в целом. Конечно, человек-пример всегда будет актуален и востребован.

Корнилий был для братии монастыря живым «образом спасения», молился и работал за троих, но, самое главное, не позволял расхолаживать монастырский уклад сильным мира сего. Оказывается, для Псково-Печерского монастыря той эпохи (XV век) в порядке вещей было для людей состоятельных жить в обители так, как они того хотели. Мол, финансируем монастырь – и живем, как хотим. Но Корнилий, если уж он христианин, поставил ценность веры выше денег. Подобных гостей, воспринимающих обитель как санаторий, он строго отчитывал, а в случае отказа исправлять – выгонял. Вскоре Псково-Печерская обитель стала образцовым монастырем во всех смыслах. Устав не нарушал никто. А Корнилия в пример ставил сам московский митрополит Макарий. 

Имейте дело жизни

Любимое дело не имеет конца, потому что совершенству человеческому нет предела. Найдите свою отрасль и развивайтесь в ней. Усталость и трудности будут, а вот мотивация не пропадет, если вы найдете свою стезю. Дело, которым человек занимается с любовью, обязательно отточит в вас профессионализм. Да, именно так. Вас сделает ваше дело. 

Корнилий активно развивал монастырскую жизнь. Установив в обители подобающий для жизни сего места устав, преподобный занялся масштабной стройкой, преображая пространство в соответствии с собственным замыслом. В Пскове святой построил храм на реке Великой во имя Богородицы, устроив там же дом для священнослужителей. Храм Сорока севастийских мучеников из Печерского монастыря преподобный перенес за церковную ограду, предназначив церковь для проезжих богомольцев. А еще построил часовню святой Варвары и гостевой дом для царя. На месте храма Севастийских мучеников Корнилий устроил храм Благовещения Богородицы, а также построил знаменитую монастырскую стену Печерского монастыря, несшую еще и оборонительную функцию. И над воротами обители, превратившейся в настоящую крепость, святой устроил надвратную церковь. Кстати, в перерывах преподобный занимался писательской деятельностью. Руке Корнилия принадлежит описание чудес Печерской иконы Божией Матери.

Конечно же, Корнилий был востребован, и к нему в монастырь приезжали люди со всей страны. Побеседовать с игуменом приходили как обычные люди, так и образованнейшие жители Руси.

И всего этого, безусловно, не было бы без главного: искренней веры преподобного Корнилия в Бога, от Которого святой черпал энергию для жизни и к единению с Которым стремился всю свою жизнь.