Даниил Московский: жить без конфликтов и добиться успехов

Владимир Басенков

Виталий Графов «Святой благоверный князь Даниил Московский» (2012 г.)
Виталий Графов «Святой благоверный князь Даниил Московский» (2012 г.)
Источник: Православие.ru

Как адекватная самооценка помогает достигать успеха в жизни? Стоит ли мстить своим обидчикам? И нужно ли мирно решать конфликты? Об этом и не только узнаем из жития благоверного князя Даниила Московского.

Стремитесь сводить все конфликты к нулю

Святой Даниил жил в непростое для правителя время: Русь изнывала от ударов Золотой Орды, а князья так и норовили силой вырвать друг у друга власть, ввергая страну в еще больший хаос. На первый взгляд выбор у Даниила был невелик. Он мог или отказаться от княжества, или биться на смерть за свой удел. Но князь нашел другой путь, от которого в итоге выигрывали все. Он умел договариваться с любым противником о мире.

Своего брата Андрея Даниил убедил выступить вместе против Димитрия в борьбе за Владимирскую землю. Но выйдя на поле боя, князья вместо кровопролития заключили мир. Позже Даниил вынужден был без боя впустить в Москву татарское войско, но тем самым столица княжества была спасена от полного разорения. И это было только началом непростых ситуаций, под давлением которых святой умудрялся лавировать и оставаться на плаву в политическом поле. Когда Андрей, в прошлом союзник, пытался захватить силой Переяславль, Даниилу пришлось заключить договор с Михаилом из Твери и останавливать родственника аргументом в виде превосходящего войска.

В теории, святой мог бы пойти на принцип и в обоих случаях во время «земельных споров» между княжествами вступить в битву. Победа была бы на стороне Даниила. Но каждый раз князь выбирал худой мир, который всегда лучше доброй войны. Христос ведь очень ясно дал понять, что поистине блаженны те люди, которые ищут мира во взаимоотношениях ближними.

Побеждайте ненависть любовью

Однажды Даниил все же вынужден был вступить в битву с отрядом татар. Ситуация усугублялась тем, что среди захватчиков был и примкнувший к ним князь Константин со своим войском. Даниил победил противника, а мятежного князя взял в плен. Как он должен был поступить с ним по законам своего времени? Казнить, безусловно. Но вместо этого святой привез врага в Москву, уважительно содержал его при своем дворце и во всем оказывал расположение.

Даниил понимал, что ненависть порождает еще большую ненависть. А там, где рождается любовь, расцветает мир и взаимопонимание. Нам часто хочется отомстить поверженным в бытовых конфликтах недругам, потешить чувство псевдосправедливости. Но этим мы не сделаем мир лучше, а врага не превратим в друга.

Будьте скромнее – добьетесь наибольших успехов

«Головокружение от успехов» – выражение страшное с христианской точки зрения. Людям свойственно приписывать себе любые заслуги, напрочь отрицая Божественный фактор в успехах. А зря. Ведь именно опьяненные гордыней, тщеславием, избыточным самомнением, мы часто больно ударяемся о последующие обстоятельства жизни, в которых недавние успехи разом меркнут. Отрезвление нужно опьяненным, но не тем, кто смирен и кроток, а проще говоря, адекватно воспринимает себя и окружающую реальность.

Так вот, князь Даниил Московский, несмотря на благородное происхождение, социальный статус, дипломатические победы, отсутствие военных поражений в карьере, расширение земельных владений и выход в первенство среди глав древнерусских «регионов», сохранил свой дружелюбный, кроткий и миролюбивый нрав. Он по-прежнему с уважением относился к людям, не выпячивал свои достоинства (которые, кстати, были явными), избегал человеческой славы и просто делал то, что был должен. Немудрено, что с таким мировоззрением под конец жизни князь принял иночество, а после встал в стройные ряды русских святых. А все потому, что Даниил был по-настоящему кроток. Он не возносился, был объективен в оценке себя и мира вокруг, что позволило ему избежать отрезвляющих «подзатыльников» от Бога. Наоборот, Господь лишь возвышал скромного и смиренного князя. Что для всех нас служит замечательным примером и образцом христианской жизни.