Борис и Глеб: 3 урока из жития святых

Владимир Басенков

Н. К. Рерих «Борис и Глеб» (1942)
Н. К. Рерих «Борис и Глеб» (1942)
Источник: «Артхив»

Чему могут научить современников погибшие в XI веке князья? Какой урок почерпнут из жития мучеников родители? И как опыт Бориса и Глеба может помочь в гармонизации семейных отношений? Об этом и не только расскажем в сегодняшнем тексте.

Отнеситесь к воспитанию детей со всей серьезностью

«Что посеешь, то и пожнешь», — говорит нам знаменитая русская пословица словами Священного Писания. Князь Владимир рассуждал именно так. Чтобы воспитать себе достойную смену, продолжателей рода и опору в старости, в воспитание детей нужно вложить всю душу. Князь привил к детям любовь к Христу, что проявилось уже в раннем возрасте.

Борис был любознателен. А поскольку вектор развития был задан отцом, весь свой интеллект юноша бросил на изучение священных книг. Немудрено, что «кумирами» Бориса, говоря современным языком, стали христианские святые. Юноша искренне желал стать подобным тем, о ком так много читал. Глеб всегда был рядом, и брал пример со старшего брата.

Князь Владимир приучил детей к уважению и любви. Он мог понадеяться на сына. Из жития мы узнаем, что князь доверил Борису возглавить карательную экспедицию по уничтожению печенежских войск. Кочевников сын Владимира так и не обнаружил, но чего только стоит сам факт доверия? А еще Борис буквально убивался после известия о кончине отца: «Увы мне, свет очей моих, сияние и заря лица моего, воспитатель юности мое, наказание неразумия моего!». Вот как сын любил своего отца.

Храните мир с близкими людьми

«Худой мир лучше доброй войны», — не в бровь, а в глаз сказал много веков назад Цицерон. Тем более фраза римского философа актуальна для отношений между родственниками и близкими. Вражда и ненависть еще никому не приносили пользы, а вот плоды гнева можно получить уже с первых минут любого конфликта. Нервы, потеря доверия, разрушение единства и отравление души ядом вражды. Зачем? Мы же помним, что «блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). Кроме того, спокойная реакция на грубость, обиду или оскорбление может погасить конфликт. Помни же, что от улыбки хмурый день светлей! И разгневанный родственник тоже.

Конечно, в случае с князьями Борисом и Глебом все было несколько иначе. Они отказались сопротивляться Святополку, который задумал их убить ради узурпации власти. Даже узнав о намерении брата, князья не стали противостоять ему — ведь лучше потерять жизнь, чем душу. Трагическая гибель Бориса и Глеба в итоге стала символом мира, напоминавшем потомкам о том, что не стоит допускать междоусобиц среди представителей княжеского рода. «Гражданская» война в семье — неподходящий метод обретения счастья. И, кстати, эта формула довольно долго работала среди русских князей.

Помните, что первое дело веры — молитва

«Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5:17), и об этом мы слышали уже много раз. Но вот незадача: за словами далеко не всегда стоят дела. А в случае с Борисом и Глебом так не скажешь. Разговору с Богом святые братья посвящали серьезную часть своей жизни. Что и говорить, подробности их гибели изобилуют моментами, когда сердца страстотерпцев были обращены к Господу. Так, будучи в походе, Борис не отлынивал от службы (как часто бывает у нас). Наоборот, согласно житию, он сам приказал служить вечерню в полевом шатре в субботний вечер. Когда князь узнал о том, что смерть близка, то, не поддавшись панике, продолжил молитву с пением псалмов. И перед самым убийством, и даже тяжело раненный, Борис молился Богу.

А вот князь Глеб был напуган видом убийц. Но, понимая близкую гибель, обратился с молитвой к Богу и принял смерть. В нашем мире это встретишь нечасто. Люди на грани смерти, в тяжелых болезнях, понимая близкую кончину, и те могут оставаться безучастными к делу спасения души. Кто-то пускается во все тяжкие, кому-то приходит идея совершить что-то из давно задуманных целей… Но все это тлен по сравнению с действительно важным — Богом. Господь является целью нашего существования, и приближение смерти тела лишь призывает нас усилить общение с Ним. Жаль, что далеко не каждый человек в минуты смертельной опасности вспоминает Бога, а просто испытывает дикий ужас. Общение с Господом на регулярной основе поможет выстроить земную жизнь должным образом и, будем надеяться, привести нас к мирному ее окончанию.