«Святые наших дней»: опыт осмысления непрерывающейся святости


Старец Паисий Святогорец
Старец Паисий Святогорец
Источник: Wikimedia Commons

Об авторе рецензии: Геннадиий Николаевич Рязанцев-Седогин — поэт, прозаик и публицист, протоиерей. Член Союза писателей России, обладатель литературных премий.

Читатель, ищущий святости на этой земле, откроет страницы книги владыки Илариона «Святые наших дней» и увидит, что герои этой книги были нашими современниками.

Владыка включил в свою книгу шесть имен. И это не случайно. Со всеми этими людьми (четверо из которых причислены к лику святых) митрополит был знаком лично и окормлялся во время своего духовного возрастания. Это архимандрит Кирилл (Павлов); архимандрит Иоанн (Крестьянкин); преподобный Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим; преподобный исповедник архимандрит Гавриил (Ургебадзе); преподобный Паисий Святогорец и архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Софроний Афонский, причисленный к лику святых Священным Синодом Константинопольского Патриархата 27 ноября 2019, года пока не включен в святцы Русской Православной Церкви.

О каждом из них, по существу, написана книга в книге. Но чтобы читатель мог ощутить таинственную духовную преемственность и схожесть подвижнического опыта каждого из святых, представленных в книге, автор соединил их под одной обложкой.

Со смирением, без административных, иерархических оценок ведет свое повествование владыка Иларион о недавней жизни такой, какой она открылась ему, когда были «чисты все впечатленья бытия». Это качество не только образованного и благовоспитанного человека, но и подлинного русского писателя.

Андрей Миронов. Портрет старца Иоанна (Крестьянкина)
Источник: Glorious 93 / Wikimedia Commons

В его книге мы можем проследить непрерывающуюся преемственность уникального явления святости в людях, принадлежащих к разным национальностям, к разной культуре, живущих в разных странах и в разные времена. Неслучайно последняя глава книги митрополита посвящена преподобному Софронию Афонскому: жизнь старца на Афоне, знакомство и близкое общение с преподобным Силуаном Афонским уводит нас к мировому святоотеческому опыту постижения Бога. Перед нами встают святые отцы, великие тайнозрители духовные, Иоанн Лествичник; Авва Дорофей, Исаак Сирин; Симеон Новый Богослов; Григорий Палама и другие. И эти имена закольцовываются в великолепное ожерелье из сияющих звезд, в котором святые прошлого и настоящего сияют с равной силой!

В послесловии к своей книге владыка приводит слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Ибо святые, приходящие из рода в род через делание заповедей Божиих, сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем, получая благодать Божию по причастию, и становятся словно некоей золотой цепью, в которой каждый из них — отдельное звено, соединяющееся с предыдущим через веру, дела и любовь…» Эти слова говорят об опыте христианской святости, передаваемой из поколения в поколение — от учителя к ученикам. Классический пример такой передачи святости — преподобный Силуан Афонский и старец Софроний. Но и сам святой Силуан вырос не на пустом месте, а впитал в себя тысячелетний опыт афонской монашеской духовности. А отец Софроний, в свою очередь, оставил после себя учеников, которые продолжают его дело.

В молитвах мы часто призываем святых, обращаясь к ним как к преподобным, святителям, мученикам... Что означают все эти именования? Какова разница между этими чинами святых? И что такое святость вообще? Узнайте из видео митрополита Илариона.

Господу угодно, чтобы святыми людьми не оскудевала земля. Ибо святыми и через них крепится Завет между Богом и человеком. Молитва за мир одного святого ценнее в глазах Божьих, чем суетная молитва всего народа, ибо она есть восшествие на Голгофу. «Молиться, — говорил преподобный старец Силуан Афонский, — это кровь проливать». И он же утверждал, что «мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет»…

Только одного призвания Божиего на человека мало. Нужна решимость самого человека ответить на этот призыв Божий и войти в такой союз с Богом, который стоит на вере в Него, доверии к Нему и верности Ему до конца. Книга митрополита Илариона со всей убедительностью показывает, что монашеская жизнь не только не прекратилась в наше время, но «и не стала в духовном плане менее интенсивной, чем была в древние времена. Монахи и сейчас могут достигать вершин богообщения, и в наши дни могут вести подвижнический образ жизни, приближаясь к тому идеалу святости, который находит свое наивысшее воплощение в лице Иисуса Христа». 

Ахимандрит Софроний (Сахаров)
Источник: Wikimedia Commons

Книга митрополита Илариона (Алфеева) «Святые наших дней» пропущена через личный, жизненный, духовный и подвижнический опыт автора. Она аристократична, чрезвычайно глубока и проста одновременно. Ибо она обращена не только к жизнеописанию избранников Божьих, но постигает сущность их духа и исповедничества.

У владыки Илариона необыкновенно развитый язык. Иногда не замечаешь, как прямая речь автора перетекает в сложную богословскую цитату старца и достигается эффект нерасторжимости текста, сквозят те же глубины, напряженность и сгущенность мысли. Блестящее погружение в смыслы, понимание существа духовной жизни и того, как ее достичь, понимание сущности предмета, личное, внутреннее соответствие материалу удивляет в авторском повествовании. Оно содержит разные планы: и исторический материал, и материал биографический, и богословские размышления, духовные смыслы и откровения. 

«Святые наших дней» — это книга вдохновений. Каждый из вас, прикоснувшись к ней, обязательно испытает намерение изменить свою жизнь. Многие сердца откроются для новой духовной жизни после прочтения этой удивительной книги. Она — подлинное явление не только для современного Православия, но и для всей русской культуры, имеющей свои корни в православной духовности.