Псалмы 72–74. В чем смысл праведности


Благословляющий Христос. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. Около 1265 года
Благословляющий Христос. Фреска церкви Святой Троицы в монастыре Сопочаны, Сербия. Около 1265 года
Источник: Демид / Fotoload

Мы начнем разговор о третьей книге Псалтири, которая охватывает собой псалмы с 72-го по 88-й.

Первые девять псалмов этой книги имеют одного автора — Асафа. Имя этого человека в переводе с еврейского языка означает «собиратель», и этот факт послужил причиной того, что некоторые авторитетные христианские толкователи, в частности, блаженный Августин, видели в имени Асафа указание не на какого-то конкретного человека, а на собирательный образ верных Богу людей Древнего Израиля. Но это — лишь частное мнение, большинство же исследователей убеждены, что один из авторов Псалтыри Асаф был сыном Берехии из колена Левия, и он стал родоначальником одной из династий храмовых певцов и музыкантов, которая впоследствии получила имя «сынов Асафа».

О жизни самого Асафа мы можем узнать из Первой книги Паралипоменон. Псалмы Асафа относят к так называемым «псалмам элогиста», так как в них имя «Элогим», которое мы переводим как «Бог» встречается особенно часто, тогда как другие имена Божии, напротив, почти не употребляются. Кроме того, есть у псалмов Асафа и другие особенности: все они пронизаны особенным пророческим тоном, в связи с чем в них встречаются прямые вставки речей Бога.

Псалом 72

72-й псалом затрагивает, как кажется, вечную тему: почему нечестивые люди благоденствуют, а праведники страдают

«Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам» (Пс 72:3–5). 

Священное Писание неоднократно обращается к этому вопросу, достаточно вспомнить книгу Иова или же евангельскую притчу о богаче и Лазаре. В случае с Иовом страдания праведника оказываются путем к встрече с Богом лицом к лицу, и такая встреча устраняет все вопросы, и Иов, пусть и не на уровне слов, но понимает, для чего он должен был терпеть боль, скорбь от потери детей и упреки друзей. В случае же с притчей о богаче и Лазаре физические страдания и нищета оказываются залогом блаженной вечности, тогда как жизнь в достатке и самодовольстве, напротив, лишает человека нетленной радости вечной жизни.

72-й псалом удивительным образом соединил в себе эти два библейских ответа на вопрос о причинах благоденствия грешников и страданий праведников. Если первая половина псалма посвящена описанию смущения души от видимой несправедливости мира, то во второй половине автор как будто бы скидывает со своей души морок искушения и отвечает на им самим же поставленный вопрос: 

«И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!» (Пс 72:16–19) 

Но, как мы понимаем, размышления о незавидной посмертной участи нечестивых людей далеко не всегда могут быть достаточным стимулом для праведной жизни. Более того, любой верующий человек рано или поздно сталкивается с необходимостью сделать попытки объяснить смысл праведности, и дать ответ на вопрос о том, что праведность может дать в рамках земной жизни. И в самом деле, какой смысл в праведности, если она доставляет сплошные неудобства? К примеру, нужно жить в постоянных ограничениях, быть честным даже тогда, когда это крайне невыгодно и опасно, тратить время на молитвы и на церковные богослужения.

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

Чаще всего, отвечая на эти вопросы, мы говорим, что праведность рано или поздно будет вознаграждена, что жизнь человека с чистой совестью существенным образом отличается в лучшую сторону от жизни того, чья совесть запятнана тем или иным грехом. Но если бы такой наш ответ был убедительным, то и количество стремящихся к праведности людей было бы весьма ощутимым. Увы, но реальность пока что выглядит иначе.

Псалом 72 дает свой ответ на все эти вопросы. В нем мы находим такие слова: 

«Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу» (Пс 72:21–24).

Автор 72 псалма утверждает, что есть два возможных состояния человека: состояние, близкое к состоянию животного, и другое — истинно человеческое состояние. Свое человеческое достоинство мы обретаем лишь тогда, когда у нас есть общение с Богом, потому что таковым общением и определяется личность. Если же человек живет вне Бога, то нет и полноты человеческой личности. Да, это утверждение звучит довольно жестко и может обидеть, но такова мысль псалмопевца, и свои сомнения относительно необходимости праведной жизни он сравнивает с состоянием скота. Если следовать еврейскому тексту Псалтыри, то мы увидим, что речь здесь идет именно о скоте, то есть о тех животных, которых мы называем домашними, они обучены взаимодействию с человеком, от них есть бытовая польза, но не более того. И, конечно же, домашние животные не в силах понять высшие устремления человека, не в силах понять, что пребывание с Богом является самоценным, оно не нуждается в подкреплении какими бы то ни было внешними выражениями благополучия.

Псалом 73

Следующий — 73 псалом — посвящен совершенно иной теме. Несмотря на то, что в качестве автора указан Асаф, псалом, судя по всему, был составлен его потомками, которые находились в Вавилонском плену. Как мы знаем, это не единственный псалом периода плена, есть и другие. Самый известный из которых — псалом 136, он известен всем православным христианам, потому как его торжественное исполнение за богослужением является частью богослужений Великого поста, мы знаем этот псалом по его первым словам — «На реках Вавилонских».

Читайте также: Псалом 136: толкование.

Исследователи Псалтыри полагают, что псалом 136 был составлен прежде 73 псалма, а точнее — сразу после уничтожения Иерусалимского храма и пленения народа Иудеи, тогда как 73-й псалом сформировался через какой-то довольно ощутимый промежуток времени после трагедии Богом избранного народа. Это мнение видится вполне справедливым, ведь псалом 136-й представляет собой проклятие, обращенное к поработителям, тогда как 73-й псалом — это покаянное молитвенное размышление о собственном народе. Автор псалма никого не проклинает, не призывает Бога покарать захватчиков, он смиренно просит Бога вновь обратить внимание на Его народ, при этом автор не просит Бога восстановить былое величие избранного народа, он понимает, что прошлое ушло безвозвратно, более того, именно прошлое с его неправдами привело к настоящему бедственному положению, а потому возврат к нему не может что-либо существенно изменить. Настало время новой реальности, и автор просит Бога устроить будущую судьбу народа. 

«Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое. Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда» (Пс 73:18–19). 

Псалом 74

74-й псалом несмотря на то, что идет после 73-го, предвосхищает собой те события, которые послужили причиной составления 73-го псалма: Иерусалим еще не разрушен, народ еще не уведен в плен, но ситуация уже предельно накалена, войска Вавилона у стен города, и, как это бывает в эпохи кризисов, горожане очень по-разному реагируют на нависшую угрозу. Кто-то полагает, что все обойдется, кто-то, понимая, что совсем скоро может умереть, начинает жить без какого-либо стеснения и нравственных ограничений, а кто-то, напротив, становится строже к своему духовному состоянию. Судя по всему, в Иерусалиме эти последние были в меньшинстве, что неудивительно, ведь именно так чаще всего и происходит —мало кто оказывается способен в ситуации возможной скорой гибели переосмыслить свою жизнь и обратить свой взор к Богу. Все мы понимаем, что, как правило, происходит нечто иное: люди всеми силами пытаются предпринять какие-то действия, которые, как им кажется, помогут им выжить в физическом мире, а такие действия в кризисные эпохи довольно непросто согласовать с библейскими нравственными постановлениями. Автор 74-го псалма призывает вспомнить о Боге, и о том, что в Его руках как судьба отдельного человека, так и судьба народов. 

«Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит; ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли» (Пс 74:8–9). 

Но что делать в этой ситуации тому, кто чтит Бога? Ответ 74-го псалма звучит так: 

«А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева, все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Пс 74:10–11 ).

Если перефразировать поэтический слог псалма, то путь чтущего Бога человека в любой жизненной ситуации может быть только одним: не терять веру и не обращать внимания не всеобщее греховное исступление, оставаться верным Богу и не смущаться от того, что происходит вокруг.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».