Псалмы 61–71. Правдивый рассказ о боли


Святой Пророк Царь Соломон. Фреска церкви Святого Андрея на реке Треске, Македония
Святой Пророк Царь Соломон. Фреска церкви Святого Андрея на реке Треске, Македония
Источник: Демид / Fotoload

Псалом 61

Псалом 61 — это текст хвалы. Обратите внимание на то, как автор этого текста говорит о своих тяготах:

Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. (Пс. 61:4).

Слово «тяготы» связано для нас с поступками или обстоятельствами, последствия которых мы должны вынести. А псалом 61 дает нам понять, что эта тяжесть — препятствие не для нас, а для тех, кто ее причиняет. Козни, которые строят люди, похожи на пошатнувшуюся стену, которая падает под собственным весом. Притеснители давят на человека, создавая ему все больше препятствий, но сами лишаются опоры.

К теме опоры и тяжести псалмопевец обращается еще несколько раз. Неприятели псалмопевца, не имеющие этой опоры, и сами не могут быть опорой. Как сказано в стихе 10, «если положить их на весы, все они вместе легче пустоты». Словом «пустота» здесь передано древнееврейское heḇel, буквально означающее пар и дыхание. Слово heḇel часто переводят как «суета». Например, в знаменитом начале книги Екклесиаст: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,— все суета!» (Еккл. 1:2).

В начале 10-го стиха 61-го псалма мы тоже читаем:

Сыны человеческие — только суета; сыны мужей— ложь. (Пс. 61:10).

В оригинальном тексте слову «суета» тоже соответствует heḇel. Итак, 10-й стих начинается и заканчивается одним и тем же словом. Суета и легковесность для библейского автора — явления одного порядка.

Посмотрите, как псалмопевец обыгрывает противоположности. И стена, обваливающаяся от собственного веса, и пустота становятся для него образами человеческой самонадеянности, соседствующими в одном пронзительном тексте.

Псалом 62

Псалом 62 вы бо́льшую часть года можете услышать на православной утрене. Он входит в состав Шестопсалмия. 

Этот псалом произносится от лица Давида, скрывавшегося в Иудейской пустыне. Представьте себе человека, находящегося в пустыне. Ему нет пути назад, потому что в любом городе своей страны он будет схвачен и, скорее всего, убит. У него нет надежды на людей, которые могут встретиться ему в пустыне. 

Мы не во всем можем соотнести себя с героем псалма, повествующего о царских деяниях. Даже преследования царя и козни, которые строят его приближенные, хотя и напоминают нам о собственных переживаниях, не во всём «ложатся» на нашу жизнь. 

Но образ человека в пустыне, которому не на кого опереться, понятен каждому. Преследуемый царь — все равно царь, герой, которого пытаются убить, — все равно герой. Но в одиночестве все уравниваются. Царь в пустыне становится образом любой страждущей души.

В пустынной земле герой псалма обретает опыт переживания божественного присутствия. Об этом опыте говорит каждый псалом, но в псалме 62 он изложен особенно ясно:

К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня (Пс. 62:9).

Слово «прилепилась» здесь очень точно передает оригинал. В еврейском тексте использован глагол давак, в современном иврите от него образовано слово дэвэк «клей». Человек чувствует Бога ближе, чем кого-либо из людей, чем что-либо, дорогое для него.

Так становятся понятнее парадоксальные слова 62-го псалма: (Пс. 62:4) «Милость Твоя лучше, нежели жизнь». Счастье, которое дает человеку близость Бога, становится для него самым ценным, самым очевидным из того, что он знает.

Псалом 63

Псалом 63 неожиданным образом продолжает тему одиночества, меняя все обстоятельства на противоположные. Здесь появляются люди, не просто строящие козни герою, а стремящиеся в своей хитрости проникнуть даже в тайны человеческого сердца:

«Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца» (Пс. 63:7).

Оригинальный текст этого стиха непрост для толкования, буквально его можно перевести так: «Они изыскивают неправды [со словами]: «Мы усовершились в изысканном притворстве». Глубока сокровенность человека и сердце [его]! ] Они надеются, что их сокровенные замыслы останутся незаметными для Бога и других людей. Герой 62-го псалма страдает от одиночества, но находит в Боге поддержку. «Антигерои» из 63-го псалма хотят отгородиться от Бога, оставить свои дела невидимыми. Отделяясь от Бога, друг с другом они, наоборот, едины в своих преступных замыслах. Сообщники подбадривают друг друга, но их собственные речи ведут их к поражению.

В 63-м псалме есть фраза, которая по Синодальному переводу читается так: (Пс. 63:9) «языком своим они поразят самих себя». Буквально ее можно понять так: «они заставят собственный язык преткнуться против самих себя».

Псалом 64

В начале псалма 64 эти напряженные переживания предыдущего псалма еще сохраняются, но общий тон молитвы меняется стремительно. Бог «страшный в правосудии» — но Он же и надежда всех концов земли (стих 6). Он поставил горы Своей силой (стих 7) — но эта сила приводит в благоговейный трепет, граничащий с нежной надеждой. Эта сила укрощает шум морей —и она же приводит к тишине народы. Живущие на земле убоятся знамений Бога — но это не тот страх, что подавляет, а тот, что приводит к хвале. В псалме 64 Божие присутствие приводит землю к тишине. И кульминацией псалма становится новогоднее ликование.

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

Возможно, вы удивитесь: неужели в Псалтири говорится о празднике Нового года? Но кто-то из вас, вероятно, слышал фразу: «Благослови венец лета благости Твоя, Господи». Эта фраза звучит на богослужении в день церковного нового года (1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому), и восходит эта фраза именно к 64-му псалму.

В Синодальном переводе эта фраза звучит так: «венчаешь лето благости Твоей» (Пс. 64:12), буквально по еврейскому тексту — «Ты увенчал год Твоей благости». Имеется в виду, что в течение всего года Бог дарил земле Свои блага, и урожай осеннего времени — венец Божиих благодеяний. Необычайную тишину приносит это описание:

Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее; венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук. (Пс. 64:10–13).

То есть, «Твои пути, Твои следы источают масло». Обратите внимание на образы этого текста, так характерные для библейской поэзии и весьма необычные для нас.

Заканчивается псалом пением долин, так напоминающим заключительные тексты Книги псалмов:

Долины покрываются хлебом, восклицают и поют. (Пс. 64:14).

Автор псалма не отвергает человеческие усилия, но за очевидным и привычным умеет различить незримое присутствие Бога. Подобно тому, как гора для него — повод изумиться Богу, который эту гору привел в бытие, урожайный год для него — повод к благодарности. В благодарности он становится способен говорить о Божиих путях и Божией милости.

Псалмы 65-66

В псалме 65 мы видим ликование избавленного праведника. Боль пережитых испытаний остается в его памяти, но теперь это воспоминание приносит радость, ибо человек чувствует себя и свой народ переплавленным, «как переплавляют серебро», как сказано в 10-м стихе этого псалма.

Эта радость перерастает в ликование 66-го псалма. Ликование настолько бескорыстное, что оно готово охватить весь мир. Часто авторы псалмов болезнуют о своем народе и желают ему торжества над другими народами. В псалме же 66-м на все народы распространяется единственное торжество: радость богопознания. (Пс. 66:3–5) «Во всех народах спасение Твое. Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Да веселятся и радуются племена». Суд Божий, который обычно описывается как событие, устрашающее людей, становится здесь поводом к радости.

Псалмы 67–70

Вместе с тем, ликование в книге псалмов, настраивающее человека на новозаветный идеал любви и дающее силу для того, чтобы прощать, чередуется с правдивым рассказом о человеческой боли. Следующие четыре псалма — с 67 по 70 — возвращаются к теме победы над притеснителями, столь частой в Псалтири. Псалом 67 — песнь торжества, а псалмы с 68 по 70 — плач стражающего человека.

Первые слова псалма 67 — «да восстанет Бог» — вы часто услышите за богослужением. По-церковнославянски они звучат как «да воскреснет Бог»

Псалом 71

Псалом 71 имеет в русском переводе надписание «О Соломоне». В других переводах вы можете встретить указание на то, что он был составлен Соломоном. Дело в том, что в древнееврейском тексте употреблен предлог, обозначающий принадлежность.

Как и псалом 45, он изображает идеального правителя. И, как псалом 45, он получил в христианской традиции мессианское прочтение. Имя «Соломон» этимологически родственно слову «шалом» — мир, благополучие. Уже для древних толкователей, таких как Григорий Нисский, Соломон как символ мира, примирения — это прообраз Христа. Соответственно, и традиционные преувеличенные хвалы, адресованные правителю, получают совершенно буквальное прочтение:

«Да спасет сынов убогого и смирит притеснителя,—  и будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов» (Пс. 71:4-5).

«Все народы будут служить Ему» (Пс. 71:11).

Христос — Тот, Кто искупил всех без исключения людей и принес весть для всех народов. Все люди без исключения покорятся Ему — в соответствии с тем законом, Который установил Сам Христос. Служение Христа всем людям — вот та иерархия, которую выстраивает царственный потомок Давида и Соломона, вот тот путь к торжеству Бога на земле, торжеству, которым заканчивается вторая книга Псалтири.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».