Псалмы 47–49. Что подарить Богу?


Поклонение волхвов. Византийская фреска. Новая церковь Токалы в Гёреме, Каппадокия. Вторая половина X века. Фрагмент
Поклонение волхвов. Византийская фреска. Новая церковь Токалы в Гёреме, Каппадокия. Вторая половина X века. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Псалом 47

В псалме 47 именно Иерусалим оказывается в центре изложения. Посреди храма люди размышляют о благости Божией. Даже стены Сиона становятся предметом благодарного размышления:

Пойдите вокруг Сиона и обойдите его, пересчитайте башни его; обратите сердце ваше к укреплениям его, рассмотрите домы его, чтобы пересказать грядущему роду.

(Пс. 47:13-14)

 

Существует предположение, что псалом 47 отражает древний обряд, связанный с хождением вокруг Иерусалима. Православных слушателей этот обряд не удивит, потому что он сильно напоминает крестные ходы.

В христианской традиции сосредоточенное внимание, которое уделяется в Книге псалмов Иерусалиму, было направлено на Церковь. В книге Апокалипсис, завершающей Новый Завет, торжество Бога связано с явлением небесного Иерусалима. Небесный Иерусалим упоминается и в Послании к Евреям, где, как мы помним, многие псалмы осмыслены как относящиеся ко Христу.

Псалом 48

Псалом 48 — последний из череды текстов, составленных сынами Корея, во второй книге псалмов. Этот псалом возвращает нас к теме личного отношения человека к Богу. Кто способен ответить на призыв Бога? И кто прав: надеющийся на Бога или надеющийся на себя?

Этот псалом обращен не к Богу, а к нам, читателям. И обращаясь к нам, автор псалма находит возможным приоткрыть самого себя. Изложение в псалме ведется не от лица преследуемого праведника, а от лица мудреца:

Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,— и простые и знатные, богатый, равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего— знание. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою.

(Пс. 48:2-5)

Мудрец, свидетельствующий о Боге, не боится обратить свое слово ко многим народам.

Это дерзновение настолько поражало читателей, что в Новом Завете торжественное и смелое слово псалмопевца было осмыслено как пророчество о Христе: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: “отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира”» (Мф. 13:34–35). Евангелист Матфей здесь соединяет цитаты из псалмов 48 и 77.

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

Само же свидетельство псалмопевца таково, что неизбежно затрагивает каждого человека. Он не сообщает людям чего-то нового, но строит свою речь так, что потрясает его и переворачивает его картину мира.

Представьте себе древнее восточное общество. Сильное социальное неравенство, благоговение перед людьми, облеченными властью, гораздо более сильное, чем привычно нам. Скажем, в Вавилонии, когда чиновник низшего ранга писал письмо чиновнику высшего ранга, в качестве вступления было принято говорить: «Приду на замену моему господину». Это значило: «если понадобится, я отдам за моего господина жизнь».

И вот древнееврейский мудрец возглашает и хочет, чтобы все его услышали:

Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него (Пс. 48:7–8) [то есть не сможет избавить от смерти ни себя, ни своего родственника], земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.

(Пс. 48:12–13)

Против этой мысли нечего возразить. Ни собственные ресурсы, ни помощь партнеров и союзников не избавят человека от смерти. Лишив своего читателя всех привычных ему опор, псалмопевец дает ему единственную опору — ту, которую нельзя потрогать, но которая удержит его над открывшейся бездной.

Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня (Пс. 48:16).

На этом псалме заканчивается подборка гимнов, сохранившихся под авторством сынов Корея.

Псалом 49

Следующий, 49-й, псалом приписан современнику Давида, поэту и музыканту по имени Асаф. И этот псалом возвращает нас к теме хвалы.

Однако это не просто слова благодарности — это учебник благодарности. Текст говорит нам о том, что же мы на самом деле можем принести Богу. Русское «благодарность» подразумевает, что мы можем нечто отдать благодетелю  в радостном расположении духа. И часто возникает вопрос: а как можно благодарить Бога? Что Богу можно отдать?

Псалом 49 говорит нам о том, что человек в самом деле в состоянии принести Богу. «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит меня» (Пс. 49:23). Хвала — это бескорыстное приношение. Она противопоставлена, с одной стороны, ожиданию от Бога земных благ, а с другой стороны, суеверному отношению к обрядам. В псалме от лица Бога обличаются те люди, которые приносят Богу жертвы (как если бы Он в них нуждался), а сердце их от Него далеко. Хвала же свободна и от суеверия, и от корысти. И каждая книга Псалтири, наполненная и сетованиями, и просьбами, завершается именно хвалой.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».