Псалмы 41–46. Разрушение разрушения


Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Византия, конец XIII - первая четверть XIV века. Монастырь Ватопед на Афоне. Фрагмент
Христос Пантократор (Вседержитель). Икона. Византия, конец XIII - первая четверть XIV века. Монастырь Ватопед на Афоне. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Мы продолжаем говорить о Псалтири и переходим к ее второй книге. Она охватывает псалмы с 41 по 71.

Сыны Кореевы

Вы уже слышали о том, что в первую книгу Псалтири вошли псалмы, авторство которых приписывается Давиду. Вторая книга открывается псалмом «сынов Кореевых». Что это за люди? 

Из Библии известен один Корей, и это отрицательный персонаж. Он был левитом, то есть служителем при храме. Вместе с двумя другими израильтянами он поднял восстание против пророка Моисея. Согласно библейскому повествованию, его поглотила земля. Вместе с тем, Библия доносит до нас драгоценное свидетельство о том, что сыновья Корея остались живы и несли свое служение.

Еврейская традиция даже сохранила о них такую легенду: три сына Корея были чудесным образом избавлены от участи, постигшей их отца, и тогда на них низошло вдохновение. Считается, что «сыны Кореевы», упомянутые в Псалтири, — потомки погибшего бунтаря. Это красивая и наглядная иллюстрация того, что поведение и участь отцов не предопределяют судьбу детей. Каждый несет ответственность за собственный выбор. В случае с Кореем мы видим, что потомки человека, отторгнутого от общества Господня, были увековечены в одной из самых любимых людьми книг Библии. Более того, имя самого Корея оказалось увековечено в Псалтири благодаря выбору и творческому усилию, которые совершили его дети.

Читайте также: Мятеж Корея, Дафана и Авирона. Как Моисей показал себя достойным лидером.

Во 2-й книге Псалтири число псалмов, надписанных именем сынов Кореевых, значительно, и 41-й псалом как раз открывает целую череду таких текстов. Псалмы 41, 43–48, 83–84, 86–87 надписаны именем сынов Кореевых. Из них псалмы 41, 43–48 принадлежат второй книге Псалтири.Некоторые из этих псалмов глубоко личные, произнесенные от лица отдельного человека. Другие звучат от лица всего народа. Личность авторов здесь скрывается за тем портретом, который они создают для каждого, кто будет обращаться к Богу словами их молитвы.

Псалом 41

Псалом 41 имеет необыкновенную силу утешения. В нем звучат слова отчаяния, подобные тем, что мы слышали в 9-м и 12-м псалмах, но они тут же уравновешиваются словами надежды.

Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? (Пс. 41:10)

Герой псалма снова ощущает, что его забыли, но даже в этом состоянии Бог для него — заступник. Он не теряет надежду, даже когда боль не позволяет ему успокоиться. Не только надежду как ожидание лучшего, но и надежду как способность положиться на Бога.

Он не стыдится своей боли и не стремится скрыть ее. Псалмы вообще удивительны тем, как достоверно в них показано многообразие человеческих переживаний. Человек и страдает, и радуется, и теряется, и надеется. В псалме 41 это многообразие показано особенно остро: герой псалма утешает собственную душу.

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. (Пс. 41:6)

Псалмы 42–44

Этот припев звучит несколько раз и переходит в 42-й псалом. Можно сказать, что псалом 42-й служит зеркалом 41-го. Здесь мы видим то же единство боли и надежды, крика о помощи и хвалы:

От человека лукавого и несправедливого избавь меня, ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? (Пс. 42:1–2)

Эта связь боли и надежды раскрывается и в псалме 43-м. Но здесь псалмопевец поворачивается от личной боли к истории народа. Теперь уже это не «я», а «мы».

В псалме 44 происходит еще один поворот. Теперь в центре внимания оказывается один человек, но связанный со всем народом, и теперь это взгляд не в историю, а в настоящее. В центре псалма 44 образ царя, Божиего избранника. Псалмопевец предстает придворным писцом, посвящающим царю свой труд. Совершенство и могущество Божиего избранника становится предметом его восхищения. Одновременно с этим, в псалме появляется образ возлюбленной царя, его невесты. Здесь мы усматриваем сходство с Песнью Песней, жемчужиной любовной поэзии Библии (а чудо Библии состоит в том, что в ней находится место и суровым законам, и пророческим речам, и любовной поэзии, и письмам апостолов). Не случайно сам псалом 44 надписан как «песнь любви».

В христианской традиции этот псалом был понят как указание на Иисуса Христа. Это понимание отражено уже в Послании к Евреям, где фраза из псалма 44 отнесена к Сыну Божиему. А слова этого псалма о совершенной Божией избраннице звучат на православных богослужениях, посвящённых Деве Марии. Кроме того, отцы Церкви усматривали в образе избранницы, невесты Царя, указание на Церковь, избранную Христом.

Христианские толкователи видели подтверждение своей мысли в том, что царь в псалме 44 именуется «Богом»: «Престол Твой, Боже, в век века». Христианские авторы обращали внимание на то, что Иисус Христос — единственный Царь, к которому эти слова псалма можно отнести в буквальном смысле.

Псалмы 45–46

Как бы в подтверждение мысли о том, что псалом 44 посвящен Мессии, Божиему помазаннику и спасителю,  псалмы 45 и 46 говорят нам о торжестве Бога по всей земле, среди всех народов. «Восшумели народы; двинулись царства: дал глас Свой, и растаяла земля (Пс. 45:7) — эти образы очень напоминают нам 2-й псалом — один из тех, где, как мы помним, задаеся план всей Псалтири. В псалме 2 говорится о мятеже земных властителей против Божьего избранника и окончательном торжестве Бога.

Точно так же в псалмы 45 и 46 продолжают рассуждение о Божием избраннике и говорят о благоденствии, которое будет даровано земле.

Божие присутствие часто описывается в Библии как потрясение. Встреча с Богом для человека — выход из того, к чему он привык, разрушение его привычных представлений. Согласно Библии, такое потрясение испытает человечество, когда Бог явит Свою славу миру. Посмотрите: в 45-м псалме говорится об опустошении, которое произведет Бог, и что это за опустошение!

Придите и видите дела Господа,— какие произвел Он опустошения на земле: прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжег огнем. Остановитесь и познайте, что Я— Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле (Пс. 45:9–11).

Опустошение состоит в том, что Бог прекращает опустошение. Бог останавливает распри людей — останавливает их предрассудки, жажду власти, гнев: все то, чем они руководствовались на протяжении столетий.

В оригинальном еврейском тексте использовано слово шаммА, означающее некое ужасное, вызывающее потрясение событие. Часто слово шамма подразумевает разрушение. В данном случае разрушается само разрушение. Главное событие происходит в душе человека. Это потрясение передано даже на звуковом уровне. В оригинальном тексте этих стихов много звуков [к], [ц] и [ш], имитирующих звук треска: Машбит милхамот ад кце hа-арец, кешет йешаббер ве-киццец ханит, агалот йисроф ба-эш.

В истории еврейского народа надежды на всеобщее обновление связывались, в первую очередь, с судьбой Иерусалима и храма. Разрушение Иерусалима вавилонянами, изгнание значительной части иудеев в Вавилонию были потрясениями для народа — не только политическими, но и мировоззренческими. Бог обещал Своему народу землю и даровал ее — на этом положении держалась ветхозаветная религия. Теперь же самые основания этой религии оказались повреждены, Бог будто отнял Свою милость, отнял все, на что мог надеяться человек Ветхого Завета. Поэтому псалмы, повествующие о конечном торжестве Бога, воспринимались и как говорящие о конце времен, и как говорящие о судьбе Иерусалима, и считалось, что судьба Иерусалима неизбежно связано с замыслом Бога о целом мире.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».