Псалмы 33–40. Как не замыкаться в себе


Христос Спаситель и Ангелы Господни. Фреска из коптского монастыря Святого Аполлония в Бауите. VI - VII век. Коптский музей в Каире. Фрагмент
Христос Спаситель и Ангелы Господни. Фреска из коптского монастыря Святого Аполлония в Бауите. VI - VII век. Коптский музей в Каире. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Псалом 33

Псалом 33 — один из самых известных библейских гимнов в честь избавления. Как и другие тексты такого рода («песнь моря», песни трёх отроков в печи), этот псалом вошел в православное богослужение. Псалом 33 исполняется на вечерне во время всенощного бдения.

Поводом к составлению псалма, согласно его надписанию, послужила одна из многочисленных угроз жизни Давида. Спасаясь от Саула, он нашел пристанище у филистимского царя Анхуса. Филистимляне были врагами евреев. В Библии мы часто видим ситуации, когда от врага или человека, считавшегося чужаком, неожиданно приходит помощь, или когда библейский герой вынужден обстоятельствами обращаться к такому человеку за помощью. Вот и Давид  обратился за помощью к вражескому правителю. Однако приближенные Анхуса узнали в Давиде героя, которого народ прославлял за победу над их соплеменником, филистимским богатырем Голиафом. Они рассказали Анхусу, кто такой Давид на самом деле. Давид очень испугался мести и притворился перед Анхусом безумным:

«И изменил лицо свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей» (1 Цар. 21:13).

Это спасло Давиду жизнь. Впрочем, впоследствии Давид еще встретится с Анхусом и все-таки поступит к нему на службу. 

Притворство Давида описывается в Библии даже с иронией. В ответ на странные действия Давида Анхус сказал:

«Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною?»  (1 Цар. 21:15)

Тем не менее, именно с этим эпизодом соотнесен псалом 33 — вдохновенный гимн об избавлении. Казалось бы, Давида спасла его находчивость, и чуда здесь не было. Однако часто именно в такой ситуации, когда человек находится на грани спасения и поражения, ему дается ощутить присутствие Бога. Человек совершает рывок на пределе своих возможностей, однако он не может предсказать, увенчаются ли успехом его усилия. Человек совершает посильный шаг, оставляя исход дела на волю Бога. Многие чудеса, описанные в Библии, совершаются именно в таких условиях — в месте встрече человеческих усилий и божественной силы. Так, израильский судья (то есть духовный и политический лидер народа) Гедеон получил от Бога повеление пойти против амаликитян с малым количеством людей, чтобы народ не возгордился победой, приписав ее себе. Окружив вражеский стан, воины Гедеона подняли сильный шум, который привел в замешательство амаликитян. При чтении библейского повествования об этом можно было бы подумать, что речь идет об удачной военной хитрости. Однако по человеческим меркам Гедеон подверг опасности своих людей. Библия ясно дает понять, что народ был избавлен Божиим чудом.

В нашей жизни часто случаются ситуации, в которых мы достоверно ощущаем близость Бога. Эти ситуации мы справедливо можем назвать чудесными, хотя, если мы кому-то о них сообщим, наш рассказ может и не производить впечатления чего-то необычного. Псалом 33 побуждает нас благодарить за каждую такую встречу.

Псалом 34

В псалме 34 герой просит Бога самого вступиться за него. Он описывает ту ситуацию, где от человека уже ничего не зависит: его окружили преследователи и лжесвидетели. Но сама молитва такого человека, оказавшегося в отчаянной ситуации, — уже волевое усилие. Человек решается довериться Богу, и в месте встречи этой решимости и божественного действия совершается чудо.

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

Псалом 35

Псалмы 35 и 36 — псалмы-наставления. Псалом 35 открывается изумительным портретом внутренней жизни человека.

«Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его» (Пс. 35:2–3).

Здесь появляется антигерой, как и во многих других текстах Псалтири, однако действие на этот раз происходит в сердце человека. Его нечестие говорит в моем сердце. Я могу представить себе слова беззаконника, слова богоборца, могу пламенно молиться о том, чтобы не быть его соучастником, но псалом напоминает мне о том, что и сам я не застрахован от падения. Я наблюдаю за теми порывами, которые зарождаются во мне, но не соглашаюсь с ними. Есть хорошее сравнение, говорящее о мыслях и порывах, возникающих в человеке против его воли и приводящих его в замешательство: «Ты не можешь помешать птицам пролетать над тобой, но ты можешь помешать им свить гнездо у тебя в волосах».

Неожиданно псалмопевец поворачивает свой взор от глубин сердца к небесной выси:

«Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!» (Пс. 35:6)

Человек встречается с божественным величием, перед которым его противоречия умолкают. И в этой встрече он думает и о других — о каждом творении:

«Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны» (Пс. 35:7–8).

Словом «хранишь» в синодальном переводе передан еврейский глагол tôšîᵃʕ (тоши́а), буквально «Ты спасешь».

Псалом 36

Псалом 36 поддерживает человека, который, возможно, сомневается в своем пути и завидует успеху людей, пошедших против совести. Этот успех неизбежно оборвется смертью человека, а те, кто надеется на Бога, имеют достояние, которое не будет исчерпано.

В этом псалме звучит фраза, которая вошла в Нагорную проповедь:

«Кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:11).

Псалом 37

Псалом 37 — второй из вошедших в Шестопсалмие (напомним, что оно открывается псалмом 3). Во многих молящихся найдут отклик слова о близких, не понимающих героя псалма, и его сокрушение о собственных грехах, которые он видит, несмотря на жалобы на других людей.

Псалом 38

Псалом 38 говорит о скоротечности человеческой жизни.

«Скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета— всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» (Пс. 38:5–7).

Для псалмопевца осознание скоротечности человеческой жизни — не повод для отчаяния, а основание для надежды на Бога.

Псалом 39

Тема надежды продолжается в 39-м псалме. Только Бог — опора человека. Не только другие люди, но даже ритуалы и жертвы не могут заменить живого присутствия Бога в жизни человека.

«Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал» (Пс. 39:7).

Выражение «открыть уши» — символ глубокого разумения. Разумение божественных тайн, желание познавать Бога — выше, чем всесожжения и жертвы.

Псалом 40

Псалом 40 подводит итог этим размышлениям и увенчивает первую книгу Псалтири. Он говорит о милости к обездоленным: в ответ на нее Бог окажет человеку благодеяние.

«Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле. И Ты не отдашь его на волю врагов его» (Пс. 40:2–3).

Надежда на Бога дает человеку мужество для того, чтобы не замыкаться на себе. И, в свою очередь, открытость человека другим людям, милосердие к ним даёт ему благоволение Божие.

Так, Первое Давидово собрание, составляющее основу первой книги Псалтири и повествующее о многочисленных бедствиях праведника, приводит нас к идее милости. Плачи, жалобы и благодарения первой книги соединяются в призыве помочь тем, кто нуждается в помощи.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».