Псалмы 3–8. Школа надежды


Святой Пророк Царь Давид. Фреска церкви Архангела Михаила в деревне Педулас на Кипре
Святой Пророк Царь Давид. Фреска церкви Архангела Михаила в деревне Педулас на Кипре
Источник: Демид / Fotoload

Третьим псалмом открывается первая книга Псалтири

Начало первой книги сразу меняет манеру изложения: человек обращается к Богу в первом лице. Впервые в Псалтири появляется «я» героя. И одновременно с этим начало первой книги идеально стыкуется с вводными псалмами. Оно продолжает разговор о царе Давиде — со всем многообразным символизмом, связанным с образом этого правителя. Надписание третьего псалма говорит о Давиде, против которого восстал его собственный сын Авессалом. И псалмы с четвертого по седьмой раскрывают этот образ неправедно притесняемого человека. Эти псалмы дают выход человеческой боли и они же становятся школой надежды. 

И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его (Пс. 5:12–5:13).

Эта боль получает разрешение (и надежда достигает полноты) в изумительном славословии восьмого псалма. Этот текст, жемчужина библейской поэзии, раскрывает слабость и величие человека. Человек кажется незначительным на фоне сотворенной Богом Вселенной, но именно его Бог увенчал славой и честью. Псалом 8, как бы давая передышку после рассказа о человеческих бедствиях, напоминает человеку о его подлинном достоинстве. И он же возвращает нас к образу Христа как Богочеловека, показавшего людям значение и предназначение их жизни. Уже в Новом Завете псалом восьмой — это указание на Христа.

Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: "что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его". Когда же покорил ему все, то не оставил ничего не покоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. (Евр. 2:5–9)

Псалом 8 начинается и заканчивается одной и той же фразой:

Господи, Господь наш! Как величественно имя Твое по всей земле!

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

Знать Бога по имени, как родного человека, и одновременно благоговеть перед Его ни с чем не сопоставимым величием — один из главных уроков, которые дает нам Псалтирь. С каждым псалмом мы будем заново проживать этот опыт заново: откровение исключительной близости Бога и Его исключительной высоты.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».