Псалмы 11–15. От сумрака к спасению


Святой Пророк Царь Давид. Мозаика монастыря Дафни близ Афин, Греция. XI век. Фрагмент
Святой Пророк Царь Давид. Мозаика монастыря Дафни близ Афин, Греция. XI век. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Пожалуй, нет человека, в жизни которого не было бы сумрачных периодов, когда кажется, что абсолютно все люди погрязли во лжи, в несправедливости и злобе, что нет ни одного праведника, и кругом сплошное лицемерие. Для христианина это тяжелое состояние, потому что мы Самим Богом призваны к тому, чтобы видеть во всех и в каждом образ Божий, пусть даже и запятнанный грехом. Прорваться сквозь этот морок крайне непросто. К счастью, мы не первые и не последние из тех, кому случалось испытывать подобное состояния, бывали они и у царя Давида. Об этом царь чистосердечно поведал в 11-м псалме

Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. Пс 11:2–3 

У Давида были все основания так говорить о людях: он неоднократно подвергался гонениям со стороны своих близких, царя предавали, его хотели убить исключительно по причине зависти. Давид понимал, что он не может надеяться на людей, и что у него есть лишь один заступник — Бог. Потому-то Давид и обращается с воззванием к Богу, в котором исповедует Его силу, и веру в то, что в итоге нечестие, ложь и коварство будут истреблены Богом: 

Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Пс 11:4–5

Жизнь царя Давида показала, что он был прав в своей надежде на Бога и Бог его не посрамил, как не посрамит он и любого другого человека, который будет верен Богу несмотря ни на что.

Впрочем, 11-й псалом интересен не только примером отношения праведника к злоключениям и предательству. Есть в этом псалме и то, что выходит за пределы единого для всех авраамических религий представлений о должном поведении праведника.

Речь идет о мессианском значении этого псалма, 6-й стих которого вошел в православное богослужение в качестве прокимна первого гласа воскресной утрени. На церковнославянском языке этот прокимен звучит так: «Ны́нѣ воскре́сну́, глаго́летъ Госпо́дь: положу́ся во спасе́нiе, не обиню́ся о не́мъ», и, конечно же, эти слова прекрасно знакомы всем православным христианам. Если же мы обратим внимание на 6-й стих 11-го псалма целиком, то увидим слова, которые в церковной традиции указывают на причину как Христова Воплощения, так и Его Воскресения:

Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят (Пс 11:6).

Эти слова Псалтыри кажутся понятными, но не лишним будет привести комментарий на них, данный блаженным Августином:

«Это сказано от лица Бога Отца, Который ради нищих и бедных, то есть ради нищеты и бедности нуждающихся в духовных благах, посчитал достойным послать Сына Своего... Отсюда ясно, что Он возложил на Него то, что касается устранения страдания нищих и утешения воздыхания бедных».

Следующий — 12-й псалом — очень похож по своему содержанию на 11-й, в нем также идет речь о страдании праведника, судя по всему, 12-й псалом был написан царем Давидом одновременно с 11-м в силу все тех же обстоятельств: Давид был окружен врагами, и Бог остался единственной надеждой царя.

13-й псалом тоже появился под воздействием непростых обстоятельств жизни царя Давида. Есть предположение, что этот псалом отсылает ко времени гонений на Давида со стороны Саула. Особый интерес в 13-м псалме представляют его начальные слова: 

Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро (Пс 13:1). 

Для героя псалма мысль о том, что Бог не существует, — признак безумия. Он говорит о тех людях, кто, полагая, что Бога не существует, считают бессмысленными любые нравственные ограничения. Именно об этом говорится в 13-м псалме далее:  

Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс 13:3).

К чему приводит пренебрежение Богом данным законом? Есть у 13-го псалма ответ и на этот вопрос:

Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных (Пс 13:5).

Если человек считает, что жизнь — цепь это случайностей, которые невозможно контролировать, то такое положение дел может рождать страх. А если человек не признает нравственных ограничений, значит, того же самого он ждет и от всех прочих людей, а потому в каждом встречном такой человек склонен видеть врага, таящего в себе неведомую опасность. 

Слушайте Псалтирь в озвучке профессиональных чтецов.

14-й псалом переносит нас в совершенно иную эпоху жизни царя Давида, и затрагивает псалом совершенно иные темы. Исследователи полагают, что этот гимн был написан по случаю перенесения ковчега Завета на гору Сион. Вторая книга Царств повествует об этом событии так:

«Когда донесли царю Давиду, говоря: «Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия», то пошел Давид и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов» (2Цар 6:12).

В этом псалме ясно и недвусмысленно сказано о том, что в полной и совершенной мере раскроется в евангельском учении Христа: Богу не нужны внешние жертвы, которые не сопровождаются сердечной чистотой и исполнением заповеди о любви к Богу и ближнему.

15-й псалом — один из многочисленных мессианских текстов Псалтыри. Более того, этот псалом был неоднократно процитирован Христовыми апостолами по время их миссионерских трудов. Так, цитату из 15-го псалма мы можем встретить, к примеру, в самой первой проповеди апостола Петра, которую он произнес после схождения на апостолов Святого Духа в день Пятидесятницы.

Говоря о Христе, Петр сказал:

«Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим» (Деян. 2:24–28).

Однако мессианское прочтение 15-го псалма вовсе не исключает и другого его смысла: Давид, испытывая страдания, словами псалма исповедовал свою твердую веру в Бога и Его помощь.

Этот материал также целиком доступен в видеоформате: пройдите бесплатный курс «Псалтирь в 13 шагах».