Православная гимназия: работа над ошибками
Недавно я говорил с друзьями о сложностях, которые возникают при воспитании детей в верующих семьях, и наш разговор подошел к теме православных гимназий. Одно из мнений мне так запомнилось, что я, с позволения автора, решил опубликовать его в своем блоге на портале «Иисус».
Все родители желают для своих детей лучшего, а родители-христиане, конечно же, желают для своих детей христианского воспитания. И порой думают: «Вот, я неидеальный христианин, но ведь есть же православные учебные заведения! Надо отдать туда любимое чадо, и оно вырастет настоящим православным, не то, что я!» Или же мы отдаем детей в православные учебные заведения, чтобы уберечь их от жестокого мира, от сверстников из неблагополучных семей, от неверующих учителей и старшеклассников-богохульников, с которыми ребенок может столкнуться в светской школе.
У православных гимназий, созданных на постсоветском пространстве, уже есть солидный опыт образовательной деятельности. Мы имеем достаточно выпусков, чтобы как-то охарактеризовать «общественное православное воспитание» .
Нам, православным родителям, нравятся школы, где обязательно молятся перед уроками и перед едой, обязательно носят скромную форму, обязательно посещают богослужения и обязательно учат Закон Божий. И мы делаем за детей выбор, выбирая православную школу, и забываем, что мы не просто школу выбираем, мы выбираем за них образ жизни и вероисповедание. Вернее, пытаемся.
Но выбор родителей не становится автоматически выбором ребенка. Наступит время, и чадо столкнется со всем тем, от чего мы его, возможно, уберегли в начальной школе. В спортивной секции будут сверстники, глумящиеся над Библией, но физически сильные, в музыкальной школе – атеисты, но умные. Их, к тому же, не заставляют по выходным ходить на службы. Среди авторитетных взрослых найдутся те, кто ставит под сомнение, например, обязательность посещения храма.
С другой стороны, мы упускаем, что в православной гимназии будут дети, родители которых не постятся и не молятся дома, и которые тоже отдали детей в эту школу в надежде, что «дети будут лучше, чем мы» и что «в православной гимназии их научат православию» . Такие дети живут как бы двумя разными жизнями, надевая в гимназии «маску православного» , а попросту – вынужденно лицемерят. К сожалению, и взрослые такие встречаются: «православные по работе».
А богослужения, которые при иных обстоятельствах могли бы быть праздником и наградой, превращаются в скучную и нудную обязаловку. Ведь ты учишься в православной гимназии, а значит, ты обязан молиться и посещать богослужение! Вдумайтесь, если бы вам такое сказали в 13-16 лет? И не просто сказали, а еще бы объявляли выговоры, вызывали бы родителей и устраивали другие карательные санкции за пропуски? Не каждый ребенок способен после такого воспитания остаться православным и заново полюбить молитву. Пожалуй, это уже будет проверка на прочность вашего домашнего православного воспитания, вашей Малой Церкви.
Православное воспитание – это замечательно, но все замечательное в нем заканчивается, когда человеку стараются его навязать. Каждый из нас, взрослых, пережил момент собственной встречи со Христом, будет он и у наших детей. А у кого-то не будет. В определенный момент этот выбор ребенок сделает самостоятельно, и очень важно не создать в его представлении образ православия как насилия над свободой воли и необходимости лицемерия.