«Скучно!» Как заинтересовать ребенка верой?

Алексей Шириков

Источник фото: Татарстанская митрополия

«Скучно!» – таким было мое детское впечатление от воскресной школы. Интересно было попить чаю, поиграть с друзьями, пообщаться, но занятия не впечатляли. А на второй год я обнаружил странную вещь – мы снова начали говорить о творении мира. В итоге, я почти не ходил в воскресную школу.

В 17 лет я посмотрел на ситуацию с другой стороны: меня попросили преподавать детям церковнославянский, а потом и Новый Завет. Передо мной была цель – дать более-менее четкую систему знаний по этим предметам (в бессистемный кружок по интересам воскресную школу нельзя превращать по уставу заведения). Мне это было очень интересно: я готовил пособия, искал педагогические фишки, пытался увлечь учеников, заинтересовать их предметом. И, конечно, я помнил о том, что мне больше всего не нравилось, когда я учился сам: постоянное повторение одного и того же. Однако многие проблемы оказались неизбежными. Ими я и хочу поделиться сегодня.

Первая сложность – формирование группы учащихся

В разных воскресных школах дети делятся на группы по-разному: где-то в зависимости от уже полученных ими знаний, где-то – по возрасту. Первый вариант удобен, однако чреват тем, что в 13-15 лет может прийти ученик, абсолютно незнакомый с верой: его не посадишь к семилетним. У нас на приходе было 3 группы по возрасту: младшая (дошкольники), средняя (7-11 лет) и старшая (12-15 лет). Я вел у средних, и пока ребенок 7 лет успевал прочитать фразу на церковнославянском, 11-летние дети уже скучали. А если ориентироваться на старших членов группы – младшие за бортом. Умножьте все это на обычные сложности учителя: кому-то в классе элементарно скучно, а кто-то гиперактивен – и вы получите абсолютно непродуктивный урок.

Вторая сложность – постоянно разные лица

Воскресная школа в глазах родителя – это факультатив. Если вдруг в этот день бассейн, гимнастика или просто чей-то день рождения, можно и не водить ребенка. А учителю – из урока в урок повторять одно и то же, потому что дома, конечно же, к факультативу готовиться почти никто не хочет. Но предположим даже, что 50% запланированного на учебный год материала такими темпами все же освоено. В сентябре завершается новый набор в группу. По его итогам немалая часть учащихся обновляется: кто-то бросил занятия, кто-то захотел прийти. Естественно, новички ничего не знают о церковнославянском языке. А группа, напомню, одна. И тут два выхода: продолжать курс и спотыкаться о незнание новичков или начать повторение и смотреть на скучающих отличников.

Третья сложность – отсутствие общедоступных качественных методических рекомендаций

Допустим, мы как-то решили первые две трудности. Как же теперь заинтересовать ученика? Педагогика дает нам множество вариантов. Только вот в воскресных школах мало профессиональных педагогов, да и профессионалам намного легче работать по качественным методическим пособиям. В надежде найти такое мы закупили целый набор конспектов учителя и благополучно положили их пылиться на полку: в них был стандартный пересказ событий и правил. Нестандартные типы уроков были неизвестны авторам пособий. При этом интересная подача материала возможна: игры, квесты, мультфильмы, дискуссии – все это реально придумать. Десятки учителей воскресных школ говорили мне, что им приходится обращаться к протестантским пособиям, в которых это есть.

Я оставлю за скобками проблемы отсутствия достойных специалистов, нормальных помещений и современного оборудования – они зависят от конкретной общины, хотя тоже широко распространены.

Мы очень часто пытаемся заставить детей учиться в воскресной школе и, как следствие, отбиваем всякий интерес к знаниям. В вопросах веры это вдвойне опасно. Цель преподавателя – заинтересовать ученика, дать ему мотивацию. Но для этого с накопившимся клубком сложностей нужно что-то делать. О возможных вариантах решения мы будем говорить на нашем портале.