Воскресный прокимен: о наших привилегиях и обязанностях


Воскресение Христово. Фреска церкви Архангела Гавриила в селе Лашдхвери, Сванетия, Грузия. XII век
Воскресение Христово. Фреска церкви Архангела Гавриила в селе Лашдхвери, Сванетия, Грузия. XII век
Источник: Демид / Fotoload

В субботу вечером за воскресным богослужением мы слышим прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Последующие слова псалма, которые используются в качестве стихов к этому прокимну, несложно понять в контексте воскресения: «Облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится». Своим воскресением Иисус Христос изгнал князя тьмы и воцарился, облек человеческую природу в нетление, облек ее силою побеждать бесовские силы, сделал нас готовыми «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк. 1:751Образ подпоясывания в Писании обычно связан с готовностью служить.). Освободив вселенную от рабства греху и тлению, Господь утвердил ее — больше она не вернется в предыдущее положение, не поколеблется. Это только один из вариантов толкования. О том, что их может быть несколько, говорит и святоотеческая экзегеза: святые отцы указывают разные смыслы, которые стоят за образами, используемыми в этих стихах.

Но как быть с последним стихом: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний»? О каком доме здесь идет речь? Как это связанно с воскресением Иисуса Христа? В Писании под «домом» иногда имеется в виду потомство человека, его род (2 Цар. 7:11, 16, 26). Вероятно, что именно в таком смысле «дом» используется в данном стихе. Следовательно, здесь говорится, что христианам (Божий род) приличествует святость во все дни. И такой смысл хорошо вписывается в контекст воскресения: Иисус Христос пострадал, умер и воскрес, «чтобы представить нас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол. 1:22). С другой стороны, это обязывает нас. Ведь если мы не принимаем этого дара, не проводим свою жизнь в святости, мы упускаем одну из целей воскресения Иисуса Христа. Конечно, нам стоит прославлять Воскресшего Спасителя, удивляться и вспоминать те дары, которые Он излил на нас, но нам необходимо и серьезно отнестись к той ответственности, которую накладывает на нас это важнейшее событие.

Поэтому пусть эти слова из псалма, которые мы слышим почти каждую субботу за воскресным богослужением, напоминают нам как о дарованных привилегиях, так и об ответственности, которой эти привилегии обязывают нас.