Убить страсти: почему мы продолжаем грешить?


Распятие Господне. Икона из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года. Фрагмент
Распятие Господне. Икона из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Старадания страстей

Первый тропарь девятой песни воскресного канона шестого гласа звучит так:

«Страстей непричастен Ты пребыл еси, Слове Божий, плотию приобщився страстем: но решиши от страстей человека, страстем быв страсть, Спасе наш: един бо еси безстрастен, и всесилен» (Церковнославянский перевод).

Этот тропарь важен и интересен: во-первых, по своему богословскому содержанию; во-вторых, ввиду мастерства использования разных смыслов одного и того же слова. Начнем с последнего. Нетрудно заметить, что в этом тропаре часто используется слово «страсть». И в русском / церковнославянском, и в греческом языках это слово имеет значение как «страдания» (напр., страсти Христовы), так и «греховные пожелания» (напр., человеческие страсти). В церковнославянском переводе данного тропаря каждый раз греческое слово πάθος (страсть / страдание) переведено как «страсть». Такой вариант, с одной стороны, хорошо отображает, что в оригинале используется одно и тоже слово, а с другой стороны, он может создать трудности при понимании: при внимательном прочтении тропаря становится очевидно, что слово «страсть» здесь используется в разных смыслах. Приведем русский перевод, используя «страдание» вместо «страсть» в тех местах, где это подразумевается: «Непричастным страданиям (παθῶν) Ты остался, Слово Божие, по плоти страданиям (πάθεσιν) приобщившись, но от страстей (παθῶν) освобождаешь человека, став Страданием (πάθος) страстям (πάθεσι), Спаситель наш; ибо Ты один пребываешь Бесстрастным (ἀπαθής) и Всемогущим».

Богословское содержание тропаря можно выразить следующим образом: своими страданиями Иисус Христос освободил человеческий род от страстей. При этом автор тропаря своим искусным использованием разных смыслов слова πάθος (страсть / страдание) преподносит данное учение как великолепный шедевр, который в некоторой степени непостижим для нашего ума. Иисус Христос, оставаясь непричастным страданиям и пребывая Бесстрастным (как Бог), претерпел страдания как Человек. Трудно представляемое для нашего ума «столкновение» Бесстрастного Бога с нашими страстями привело к тому, что Он подверг страсти страданиям, или, как говорится в другом песнопении, Иисус Христос «убил наши страсти» (икос на праздник Воздвижения Креста Господня).

 

Смерть греха

Учение о том, что Господь умертвил наши страсти, имеет свои истоки в Священном Писании. Апостол Павел пишет: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Святитель Иоанн Златоуст и другие святые отцы говорят, что здесь, а также в предыдущих и последующих стихах (Рим. 7:14–24), апостол Павел описывает не свое состояние, а состояние падшего человека, состояние человека до его становления христианином. В целом, вышеприведенный стих (Рим. 7:19) дает наглядную характеристику тому, насколько состояние падшего человека ужасно. Мы бы назвали это состояние рабством страстям. Однако дальше апостол пишет о том, что эта проблема решилась: «Благодарю Бога моего — Он сделал это через Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, сам по себе я только разумом служу закону Бога, а своей греховной природой — закону греха» (Рим. 7:25). Важно отметить, что в этом стихе (Рим. 7:25) апостол, выразив благодарность Богу и указав, что проблема решилась благодаря Иисусу Христу, дальше снова дает характеристику падшего человека: таков не может освободиться от закона греха (страстей), он только умом служит закону Бога, но бессилен преодолеть свою греховную (плотскую) природу. Лишь после этого апостол подробно раскрывает то, как Бог решил эту проблему: «Послав Своего собственного Сына, облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу, чтобы покончить с грехом, Бог вынес смертный приговор греху в человеческом теле, чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо требует Закон, потому что мы живем согласно Духу, а не греховной природе» (Рим. 8:3-4). Таким образом, мы видим, что Священное Писание свидетельствует о том, что Господь убил наши страсти (вынес смертный приговор греху) посредством искупительного подвига Сына Божьего – Иисуса Христа.

 

Почему грех продолжает жить

Как быть с тем, что своими страданиями Иисус Христос освободил человеческий род от страстей, что на кресте Он убил наши страсти, однако мы по-прежнему испытываем их влияние? Во-первых, каждому из нас нужно честно задать себе вопрос: «А действительно ли я верю, что Иисус Христос убил мои греховные страсти, что Его страданий и смерти достаточно, чтобы освободить меня от страстей?» Ведь очень часто можно встретить размышления, согласно которым для освобождения от страстей необходимо приложить очень много усилий. Но дар свободы от страстей, как и прочие дары искупительного подвига Иисуса Христа, мы принимаем верою. А принятие чего-нибудь верою имеет свои особенности, который важно учитывать.

 

Пример Авраама

Апостол Павел описывает, как Авраам достиг Божиего обетования — рождения Исаака: «Вера Авраама не ослабела, хотя он понимал, что тело его почти мертво, раз ему сто лет, и что утроба Сарры давно омертвела» (Рим. 4:19). Возможно, этот пример позволит лучше понять, как нам быть с тем, что Господь освободил нас от страстей, но тем не менее, мы испытываем их влияние. Когда Аврааму было семьдесят пять лет (Быт. 12:4), ему было не так сложно поверить, что Господь произведет от него великий народ (Быт. 12:2). Но когда прошли годы и ему миновал восьмой десяток, а затем и девятый, едва ли было легко сохранить веру, что у него родится сын. Но Авраам верил, и, как говорит слово Божье, «вера Авраама не ослабела». Поэтому мы тоже можем и должны верить вопреки видимым реалиям. Да, возможно сегодня я подвергся влиянию страсти, но это не говорит о том, что Господь не умертвил мои страсти, или о том, что страданий и смерти Иисуса Христа недостаточно для того, чтобы освободить меня от страстей. Авраам на протяжении двадцати пяти лет испытывал старение плоти, которое свидетельствовало в пользу того, что обетованного ребенка у него не будет. И только спустя двадцать пять лет он пережил полноту Божиего благословения. Таким образом, первый и важный шаг, который нужно сделать, сводится к следующему (однако здесь важно оговориться: если человек по-прежнему находит смысл/удовольствие во грехе, удовлетворении своих страстей — эта информация его не касается, может принести даже вред). Как бы я искренне ответил на вопрос: действительно ли верю, что Иисус Христос убил мои греховные страсти, что Его страданий и смерти достаточно, чтобы освободить меня от страстей? Когда я ненавижу грех, но в силу тех или иных причин порой иногда падаю, колеблет ли это мою веру, что Господь уже освободил меня от страстей?

 

Две природы

Следующий, не менее важный момент: свобода от страстей не означает невозможности жить по ним. Апостол Павел пишет: «Люди, живущие согласно греховной природе (согласно хотениям страстей), не могут угодить Богу. Но вы живете устремлениями не греховной природы, а Духа, если в вас действительно обитает Дух Бога. А у кого нет Духа Христова, тот не Его» (Рим. 8:8-9). Апостол Павел здесь снова и снова выражает важную истину: христианин, приняв Святого Духа, живя Его устремлениями (Рим. 8:5), угождает Богу и свободен от тирании греховной природы, т.е. страстей. Однако далее апостол Павел предупреждает христиан, что мы по-прежнему можем (если захотим) жить согласно греховной природе: «Итак, братья, у нас есть долг, но это не долг перед нашей греховной природой, не долг жить так, как хочет она. Потому что если вы будете жить согласно греховной природе, то умрете, а если умертвите Духом греховные дела тела, будете жить» (Рим. 8:12-13). Мы видим, что, получив свободу от страстей, христианин способен дальше жить устремлениями Святого Духа, умерщвляя греховные дела тела, т.е. страсти, но в то же время, он может по-прежнему жить согласно желаниям своей греховной природы.

Иными словами, нам нужны не только возвышенные слова о том, что Иисус Христос убил наши греховные страсти, что Его страданий и смерти достаточно, чтобы освободить нас от страстей, но и практическое подтверждение этой истины. Поэтому, поверив и приняв свободу от страстей, христианин призван проводить свою жизнь, ежедневно распиная свою греховную природу с ее страстями и желаниями (Гал. 5:24). Если же человек сначала не примет верою, что Иисус Христос своими страданиями и смертью уже освободил его от страстей, он всю жизнь может провести в самом ревностном распятии своей греховной природы и почти никак не преуспеть в этом.

 

Итог

Поэтому нам так важно, посещая воскресное богослужение, да и в принципе каждое богослужение, в частной ежедневной молитвенной жизни благодарить Бога за то, что Он послал Своего Сына ради нашего спасения, что страданиями и Воскресением Иисуса Христа мы получили в том числе и свободу от страстей, что Сын Божий Своим распятием и смертью умертвил наши страсти. И пусть эта хвала Богу за Его неизреченные милости исходит не только из наших уст, но и, что значительно важнее, подтверждается нашей жизнью.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.