Как совершить «словесную службу»?


Воскресение Христово. Икона. Псков, первая половина XVI века. Фрагмент
Воскресение Христово. Икона. Псков, первая половина XVI века. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Приведем текст первых двух стихир на «Господи воззвах» воскресного богослужения восьмого гласа:

«Вечернюю песнь, и словесную службу, Тебе, Христе, приносим, яко благоволил еси помиловати нас Воскресением».

«Господи, Господи, не отвержи нас от Твоего лица, но благоволи помиловати нас Воскресением».

Возникает вопрос: Господь благоволил нас помиловать Воскресением, или это та реальность, к которой мы еще только стремимся? 

 

Помилованы мы или еще нет?

 Иисус Христос, пострадав за нас, приняв смерть и воскреснув из мертвых, даровал нам таким образом бесценные дары: благодать, примирение с Богом, усыновление Небесному Отцу, оправдание и спасение верою… Главным же даром является то, что теперь каждый верующий может принять Святого Духа — стать обителью Бога. Исповедуя, что Он пострадал, умер и воскрес за нас, мы тем самым принимаем эти бесценные дары. Поэтому мы и восклицаем, что Господь благоволил помиловать нас Воскресением.

С другой стороны, мы понимаем, что мы еще не приняли полноты всех благодатных даров искупительного подвига Иисуса Христа, каемся в том, что порой промениваем эти бесценные дары на следование греховным пожеланиям. Поэтому мы и просим: Господи, благоволи помиловать нас Воскресением — дай нам приобщиться всех даров искупительного подвига Иисуса Христа и восполнить ту меру, которая уже есть сейчас.

 

Что такое «словесная служба»

В русском языке «словесный» значит «относящийся к слову, выражаемый словами». В церковнославянском же оно имеет другое значение: «духовный, красноречивый, понимаемый в переносном, духовном смысле».

В тексте-оригинале λογικὴ («словесный») имеет следующие значения: «разумный, обоснованный, целесообразный». В Новом Завете выражение λογικὴ λατρεία («словесная служба») встречается два раза (Рим. 12:1) в контексте жертвоприношения и служения Богу. Апостол Павел призывает христиан представить свои тела как жертву живую, святую, угодную Богу. Потому что только в этом случае их служение Богу будет разумным («словесным») и будет соответствовать («будет целесообразным») званию христианина.

Вполне возможно, что автор анализируемой стихиры учитывал значение и контекст термина «словесная служба» в Новом Завете и на основании этого употребил его. Иными словами, значение первой части первой стихиры можно передать так: «Вечернюю песнь и целесообразное служение, Тебе, Христе, приносим…»

Читайте также: Какую державу сотворил «мышцею Своею Господь»?

 

Угодная Богу жертва

Что имеется в виду? В одном из псалмов мы читаем: «Принеси в жертву Богу хвалу… Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня» (49:14, 23). В другом псалме видим: «Да приносят Ему (т. е. Богу — прим. автора) жертву хвалы» (106:22). Еще в одном мы встречаем следующие слова: «Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову» (115:8). Наконец, апостол Павел в послании к Евреям дает следующий призыв: «Итак, будем через Него (т. е. Иисуса Христа — прим. автора) непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (13:15). Мы видим, что подлинная жертва, которая угодна Бога — это жертва хвалы, то есть плод уст. Иными словами, прославление Бога. Поэтому наши собрания за воскресным богослужением, когда мы прославляем воскресшего Спасителя, и можно назвать «целесообразным служением».  

 

Итог

Анализируя тексты воскресного богослужения, мы снова и снова видим, что благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа нам, членам Церкви, дарованы бесценные привилегии: мы были помилованы, обновлены, нам дарована жизнь в Божием Царстве, прощение грехов. Поэтому будем искренне прославлять воскресшего Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, тем самым совершая то служение, которое действительно приличествует Ему. Или, как говорится в богослужебных песнопениях, будем приносить Ему словесную службу.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.