О чем не сожалеет Господь?
Воскресный прокимен первого гласа звучит следующим образом:
«Ныне воскресну, глаголет Господь: положуся во спасение, не обинюся о нем».
Текст прокимна в целом понятен, однако вторая его часть оставляет вопросы. Что значит «не обинюся о нем»? Церковнославянское слово «обинюся» (словарная форма «обинуюся») имеет следующие возможные значения: «колеблюсь, недоумеваю, уклоняюсь, пропускаю, щажу». «О нем» относится к решению сделаться спасением («положуся во спасение»). Таким образом, мы получаем следующее значение: Господь воскреснет и сделается спасением, и Он не поколеблется в Своем решении.
«О нем» может относиться не к решению сделаться спасением («положуся во спасение»), а к самому акту спасения. В таком случае, смысл стиха заключается в том, что именно Господь будет спасением и Он не уклонится от такой деятельности. Господь укрепляет надеждой на то, что именно Он, а не кто-то другой будет спасением.
Толкование 11-го псалма
Несколько слов о содержании самого псалма, из которого взят текст данного прокимна. Речь идет об одиннадцатом (в еврейской традиции двенадцатом) псалме. В его начале Давид (надписание псалма говорит в пользу его авторства) молит Бога о спасении, ибо «нет верных между сынами человеческими», все вокруг только лгут и льстят (ст. 1–2). Затем псалмопевец выражает свое пожелание, чтобы Господь истребил все льстивые уста и язык, говорящий высокомерно, тех кто говорит: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин?» (ст. 4-5)1В ЦС и Синодальном переводе этот текст отображен как констатация факта, хотя как Септуагинта, так и еврейский оригинал, содержат здесь побудительную форму глагола..
Затем следует стих, из которого взят анализируемый прокимен: псалмопевец приводит речь Бога, Который заверяет, что ввиду страдания нищих и воздыхания бедных Он тотчас восстанет и поставит в безопасности того, кого хотят уловить. Согласно другим переводам, восстав, Бог обеспечит спасение, которого они (т.е., нищие и бедные) так отчаянно желают2В ЦС: Бог Сам сделается спасением и не уклонится от такого Своего решения/такой Своей деятельности.. Затем псалмопевец заверяет, что «слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (ст. 7). Это заверение явно контрастирует с тем, что все вокруг только лгут и льстят (ст. 1–4). Божие обетование о том, что Он сделается Спасителем, заслуживает доверия. Засвидетельствовав о такой Божией милости и верности (ст. 6–7) псалмопевец твердо исповедует, что Бог сохранит бедных и нищих (в ЦС – «нас») от этого поколения (ст. 8). По всей видимости, речь идет о лжецах и льстецах, о которых псалмопевец говорил раньше (ст. 1–4). Псалом заканчивается следующим текстом: «Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные (в негативном смысле) из сынов человеческих возвысились» (ст. 9). Его связь с ближайшим контекстом можно объяснить следующим образом: Господь сохранит бедных от этого лживого поколения, в то время как нечестивые преуспевают.
Должно также отметить, что последний стих в Септуагинте имеет другой смысл: «Повсюду ходят нечестивые. В соответствии с Твоей высотой, Ты почтил сынов человеческих». Отмечая использование «сыны человеческие» в первом и последнем стихе псалма, можно увидеть всю значимость Божиего ответа на прошение Давида: если псалмопевец жаловался, что среди сынов человеческих нет верных, то Господь, совершая спасение, возвеличивает сынов человеческих соответственно Своему величию. Если до Божиего вмешательства между сынами человеческими не было верных, то теперь Бог так их возвеличит, что между ними будут, как минимум праведники. И Бог это сделает вопреки тому, что (или в то время, как) нечестивые ходят вокруг.
Кто такой «нищий» и кого спасают в Писании
Некоторые моменты, которые помогут лучше понять значение псалма в его историческом контексте. В Священном Писании «спасение» не обязательно относится к духовным реалиям / загробной участи. Избавление от бед, трудностей также называется «спасением».
«Бедный», «нищий» — эти понятия необязательно относятся к материальному положению человека. Человек, который занимает низкое социальное положение, независимо от причин, которые привели его к такому состоянию, в Священном Писании может называться «бедным», «нищим». Иными словами, даже хорошо обеспеченный человек, если он испытывает душевные скорби, переживает одиночество, может называться «бедным», «нищим». Таким образом, содержание псалма можно свести к следующему: Давид просит Бога о спасении и сетует, что кругом одни лживые нечестивцы. В ответ, Господь заверяет, что Он Сам сделается спасением (избавлением для страдальцев, терпящих притеснения со стороны нечестивцев) и избавит обездоленных от этого нечестивого поколения. И Его избавление от угнетения нечестивцев будет таким действенным, что среди сынов человеческих будут очень достойные люди.
Примечательно также, что Септуагинта в данном случае предлагает несколько другой вариант: «По причине бедствия нуждающихся и воздыхания бедных сейчас сделаюсь спасением (букв. «положу Себя спасением»), смело возвещу о нем». В древнегреческом языке также присутствуют правила согласования рода и числа местоимений с существительными. Отметим связанный с этим момент: дело в том, что σωτηρίᾳ («спасение») — существительное женского рода единственного числа, а местоимение αὐτῷ («нем») — мужского рода единственного числа. Единственное слово в данном стихе мужского рода единственного числа — «воздыхания». Таким образом, мы получаем следующий вариант понимания данного стиха: ввиду бедствия нуждающихся и воздыхания бедных, Господь поднимется и сделается Сам для них спасением, и Он открыто возвестит о воздыхании бедных людей. По сути, вариант вполне возможен. Однако возникает вопрос, почему Господь также не возвестит открыто и о бедствии нуждающихся? С точки зрения грамматики такой вопрос имеет место быть, поскольку «страдания» — женского рода единственного числа. Поэтому более логично предположить, что под «ним» речь идет об акте того, что Господь сделается спасением для нищих и убогих. Таким образом, имеем следующий вариант понимания данного стиха: «По причине бедствия нуждающихся и воздыхания бедных, Господь поднимется и сделается Сам для них спасением. И Он открыто возвестит о том, что Он сделался Спасителем».
Псалом и Воскресение
В контексте Воскресения псалом приобретает особое значение, которое можно свести к следующему. До пришествия Иисуса Христа сила греха процветала, человечество (сыны человеческие) погрязли в нечестии. Демоны обольщали людской род. Но, придя на землю, пострадав, умерев и воскреснув из мертвых, Иисус Христос сделался нашим Спасением. Теперь тот, кто устами будет исповедовать Иисуса Господом и сердцем веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, тот спасется (Рим. 10:9). Теперь Бог сохранит верующих от обольстительных демонов, чтобы христиане, проведя здесь богоугодную жизнь, сподобились наследовать бесконечную жизнь. И более того, если раньше среди сынов человеческих не было верных, то теперь Господь так почтил сынов человеческих, что каждый из нас может стать чадом Божиим. И Господь заверяет нас, что Он не поколеблется (не изменит) такого Своего решения. И Его слова — это то, чему стоит верить.
Итог
Мы видим, что Господь в действительности точно исполнил все, как обещал. Воскреснув из мертвых, Он сделался нашим Спасителем. Он не только уничтожил силу греха и освободил нас от демонского обольщения, но и почтил нас соответственно Собственному величию. И Он сделал это вопреки тому, что демоны и нечестивые люди постоянно окружают нас.
Будем же почаще благодарить и прославлять его за оказанные милости, исповедуя, что Сын Божий, Иисус Христос действительно воскрес из мертвых. Он сделался нашим Спасителем, и Он спасает каждого, кто с верою приходит к Нему. И поскольку Он не изменит такого Своего решения, будем почаще приходить к Нему и других призывать идти к Воскресшему Спасителю и принять даруемую благодать спасения.
С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.