Кого Господь оставит в аду?


Сошествие во ад. Фреска монастыря Зарзма, Грузия. Середина XIV века. Фрагмент. Христос попирает побеждённого диавола
Сошествие во ад. Фреска монастыря Зарзма, Грузия. Середина XIV века. Фрагмент. Христос попирает побеждённого диавола
Источник: Демид / Fotoload

Разрушенный ад

За воскресным богослужением мы часто слышим, что Господь победил / разрушил ад и освободил всех тех, кто находился в нем. Тропари по непорочных, которые поются за каждым воскресным богослужением, содержат следующий текст:

«Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася… и от ада вся свобождша».

Может возникнуть вопрос: неужели Иисус Христос действительно всех освободил от ада? Как же тогда быть, как минимум, с Иудой, о котором Сам Господь сказал: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться»? (Мк. 14:21) Ответ можно найти, обратившись к словам преподобного Иоанна Дамаскина: «Когда человек был побежден, Бог не другого кого делает победителем мучителя и не силою похищает человека у смерти, но кого некогда смерть поработила себе грехом, того Благий и Праведный снова соделал победителем и — что казалось невозможным — подобным спас подобное» («Точное изложение православной веры». Книга 3. Глава 1).

 

Дар без принуждения

Хотелось бы особое внимание обратить на то, что Бог «не силою похищает человека у смерти». Иными словами, Господь сделал все необходимое, чтобы освободить человека от смерти, однако Он не принуждает человека воспользоваться этим даром. Господь сделал нас победителями, однако мы можем отказаться от такой привилегии. Аналогично и с освобождением от ада. В песнопениях Великой Субботы мы читаем: «Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим» (канон на утрени. Песнь 6. Тропарь 3). Своим сошествием во ад Иисус Христос разрушил его, упразднил его царствование над родом человеческим.

Возможно, разорение ада сошедшим туда Спасителя наиболее емко и в то же время выразительно запечатлено в огласительном слове святителя Иоанна Златоуста, которое читается на Пасху:

«Плени ада, сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти Его. И сие предприемый Исаия возопии: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю, и срете небо. Прият еже видяще, и впаде во еже не видяще».

Мы видим, что Иисус Христос пленил, огорчил, упразднил, оскорбил, умертвил, низложил, связал ад. Иными словами, Господь сделал все необходимое и возможное, чтобы люди больше никогда не соприкоснулись с этой ужасной реальностью. Однако Он по-прежнему оставил человеку возможность отказаться от этого щедрого дара.

 

Наша жизнь в аду

Какое отношение значение разрушение ада имеет сейчас для нас, людей, которые еще не перешли «в другую жизнь»? Почему этой теме уделяется так много внимания за воскресным богослужением? В воскресном каноне седьмого гласа (3 песнь, 2 тропарь) мы читаем следующий текст:

«Ты мя очистив от язвы, душею уязвленнаго змиевым угрызением, Христе, и показал еси свет, во тьме древле мне слежащу и во тлении: крестом бо во ад сошед, мене совоскресил еси».

Русский перевод: «Ты, Христе, избавил меня от раны, душе уязвлением дракона нанесенной, и свет показал мне, издревле обитавшему во тьме и тлении; ибо Ты, сойдя во ад, Крестом воскресил меня с Собою».

Мы видим, что в этом тропаре затрагивается тема освобождения от ада. Тот факт, что тропарь составлен от первого лица, подразумевает, что он имеет прямое отношение к каждому живущему человеку. Здесь хотелось бы обратить внимание на два момента:

Освобождение от ада связанно с другими благодатными дарами воскресения Иисуса Христа: избавлением от последствий первородного греха («Ты, Христе, избавил меня от раны, душе уязвлением дракона нанесенной»); освобождением от блуждания во греховной тьме («и свет показал мне, издревле обитавшему во тьме и тлении»);

Нахождение в аду описывается как наша реальность, от которой мы были воскрешены благодаря Иисусу Христу. Почему так? Ведь мы еще не перешли в будущую жизнь, и наша участь еще не решалась. Все просто: до пришествия Иисуса Христа, до Его страданий, смерти и Воскресения, никто не мог избежать осуждения на адские муки. Даже Иоанн Креститель, «величайший в рожденных женами», после своей мученической смерти «благовествовал во аде пришествие Иисуса Христа» (см. текст службы на Усекновение главы Иоанна Предтечи). Поэтому каждый из нас, рождаясь в этот мир, потенциально является осужденным на адские муки (конечно, тому есть справедливые и веские причины, но здесь мы их не будем рассматривать). И только благодаря страданиям, смерти и Воскресению Сына Божиего мы освобождены от этого страшного приговора. Однако это не означает, что мы не сможем попасть в ад. Повторюсь, Господь сделал все необходимое и возможное, чтобы каждого из нас освободить от ада. Тем не менее у нас есть достаточная свобода выбора, чтобы отвергнуть этот щедрый дар.

 

Выбирая ад

Кажется, что едва ли мы настолько безрассудны, чтобы отказаться от такой благодати. Но если мы посмотрим на ежедневные реалии своей жизни, остается лишь недоумевать, как часто мы избираем адскую жизнь вместо блаженства Царства Божиего. Господь говорит, что жители Его Царства отрекаются от себя, мы же предпочитаем следовать своему «Я». Спаситель ублажает людей, которые так стремятся к праведному образу жизни, как алчущий стремится утолить свой голод; а мы с таким усердием стремимся к греховным удовольствиям. Иисус Христос говорит, что плачущие блаженны, мы же предпочитаем, пусть пустой и неумеренный, но смех. Когда мы думаем о том, что бы нам еще почитать или посмотреть, почему-то редко выбираем душеспасительные вещи.

 

Итог

Воскресный икос седьмого гласа заканчивается следующим текстом:

«Да воскликнем и возопиим ко Адаму, и к сущим из Адама: древо сего паки введе. Изыдите, вернии, в воскресение».

Русский перевод: «Воскликнем победно и возгласим Адаму и тем, кто от Адама: “Древо Креста это спасение принесло; выходите, верные, для воскресения!”»

Давайте и мы выйдем из греховного рабства для воскресения к жизни граждан Царства Божиего, примем благодатные дары Спасителя и унаследуем бесконечную жизнь в Его Царстве!

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.