Когда мы воскреснем?


Воскресение Христово. Фреска собора Святой Софии в Трапезунде. XIII век. Фрагмент
Воскресение Христово. Фреска собора Святой Софии в Трапезунде. XIII век. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Воскресный тропарь 5-го гласа, который мы слышали за недавним богослужением, звучит так:

«Собезначальное Слово Отцу и Духови, от Девы рождшееся на спасение наше, воспоим, вернии, и поклонимся; яко благоволи плотию взыти на Крест, и смерть претерпети, и воскресити умершия славным Воскресением Своим».

Перевести его можно так: «Слово, Безначальное подобно Отцу и Духу, от Девы родившееся для спасения нашего, воспоем, верные, и поклонимся Ему, ибо благоволил Он плотию взойти на Крест, и смерть претерпеть, и воскресить умерших славным Воскресением Своим».

Продолжая размышлять над воскресными песнопениями, обратимся к заключительной фразе этого тропаря. Какие смыслы стоят за термином «воскресение»?

 

Воскресение как освобождение

Тропарь носит хвалебно-благодарственный характер. Называя Иисуса Словом, Таким же Безначальным, как Отец и Святой Дух, мы благодарим Его за то, что Он благоволил взойти на крест, претерпеть смерть и Своим Воскресением воскресить умерших. Напомним, что под умершими имеются в виду все люди, которые были и есть и будут: Иисус освободил всех от первородного греха и его последствий, таким образом воскресив нас от духовной смерти. Отметим, что использование термина «воскресение» для описания нашего освобождения от духовной смерти / рабства греху имеет основания в Священном Писании. Апостол Павел так описывает мрачное состояние человека до пришествия Иисуса Христа:

«Вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие» (Еф. 2:2-3).

И затем апостол указывает, как Господь изменил ситуацию:

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:4-6).

В другом послании святой Павел также пишет, что христиане уже воскресли: «Вы совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12). Таким образом, мы видим, что возрождение человека от рабства греху к свободе детей Божиих (по сути, становление христианином) в Священном Писании называется «воскресением». Нам это важно учитывать, чтобы глубже и лучше понимать воскресное богослужение.

 

Два воскресения?

Иоанн Богослов пишет: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6). Буквальное понимание этих слов можно свести примерно к следующему: перед Вторым пришествием верующие / особые Божии избранники воскреснут и разделят царствование со Христом в течение тысячи лет, а затем уже последует всеобщее воскресение мертвых. Такое понимание известно под названием «хилиазм». Ряд святых отцов придерживались такого учения, другие отцы доказывали его несостоятельность. Учитывая, что хилиазм обоснован буквальным толкованием единственного текста, при этом самой символической и таинственной книги Священного Писания — Откровения Иоанна Богослова (20:6), вполне естественно, что такое учение настораживает и вызывает критику.

Что же имеется в виду в этих словах, если их понимать не буквально? Мы уже отметили, что в Священном Писании язык «воскресения» используется и для обозначения возрождения человека от рабства греху к свободе. И если такое понимание наложить на Откр. 20:6, мы получаем следующий смысл: святой Иоанн называет блаженным человека, который принял благодать свободы от греха и становления Божиим дитя. Над такими людьми смерть вторая (вечные муки, см. Откр. 20:14) не имеет власти.

О каком тысячелетнем царствовании со Христом тогда говорится? Вполне вероятно, что тысяча лет является просто указанием на очень долгий период времени. Таким образом, речь идет о жизни христиан уже сейчас, когда мы вошли в Царство Божие и разделяем со Христом Его царствование.  И этот период продлится до Второго пришествия, когда христиане начнут разделять уже вечное царствование со Христом после буквального воскресения из мертвых.

Примечательно, что апостолы Петр и Иоанн отмечают, что Иисус Христос уже сделал нас (христиан) священниками («царственным священством») (1 Пет. 2:9; Откр. 1:6; 5:10). Представление о том, что под «первым воскресением» святой Иоанн имеет в виду «становление христианином», подтверждается другими местами Слова Божиего и снова и снова подтверждает важную истину: только подлинно став христианином, человек избегает вечных мук.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.