Какую державу сотворил «мышцею Своею Господь»?


Воскресение Христово. Греческая икона. XVI в.
Воскресение Христово. Греческая икона. XVI в.
Источник: Демид / Fotoload

Всем нам хорошо известен воскресный тропарь третьего гласа:

«Да веселятся небесная, да радуются земная; яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость».

О какой «сотворенной державе» идет речь? Церковнославянское слово «держава» имеет следующие значения: сила, могущество, поддержка, власть, господство. Таким образом, речь идет о том, что Господь Своей рукой сотворил могущество / могущественные дела. Следовательно, смысл тропаря сводится к следующему: все творение — как небесное, так и земное — призывается радоваться, потому что Господь сотворил могущественные дела. А именно: попрал смертью смерть, стал Первенцем из мертвых, освободил нас из ада и даровал миру огромную милость.

Также хотелось обратить внимание, что тропарь содержит цитату Священного Писания. Это хорошо известные слова из магнификата Пресвятой Девы Марии: «Яко сотвори державу мышцею Своею Господь» (Лк. 1:51). В Синодальном переводе (и не только) этот стих звучит следующим образом: «Явил (ἐποίησεν) силу мышцы Своей» (Лк. 1:51). Хотя не совсем понятно, почему глагол ἐποίησεν перевели здесь как «явил» (основное значение этого глагола — делать, творить, сотворить), однако смысл из-за этого особо не меняется при сравнении с Церковнославянским переводом. Учитывая цитирование магнификата в воскресном тропаре, может возникнуть вопрос: созерцала ли пророчески Пресвятая Дева Мария последствия Воскресения Своего Сына, когда произносила эти слова? Вряд ли мы может дать безошибочный ответ. Однако ничто нам не препятствует рассматривать эти и последующие слова магнификата Пресвятой Девы Марии в контексте Воскресения Иисуса Христа. Можно даже сказать, что в этом контексте они обретают более глубокий и полный смысл.

«Рассеял надменных (бесов) помышлениями сердца их; низложил сильных (нечистых духов) с престолов, и вознес смиренных (людей); алчущих (человеческий род) исполнил благ, и богатящихся (врагов рода человеческого) отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века». Относительно последнего стиха (исполнение обетования, данного отцам и Аврааму) и его связи с Воскресением апостол Павел пишет так: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: "проклят всяк, висящий на древе"), дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:13-14).

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.