Как Воскресение Христа просветило нас?


Преображение Господне. Фреска монастыря Святого Иоанна Богослова в Поганово, Сербия. Конец XV века.
Преображение Господне. Фреска монастыря Святого Иоанна Богослова в Поганово, Сербия. Конец XV века.
Источник: Демид / Fotoload

В богослужебных песнопениях мы неоднократно слышим о том, что Воскресение Господа Иисуса Христа просветило род человеческий и всю вселенную. Например:

Да похвалят языцы и людие Христа Бога нашего… и да поклонятся Его из мертвых Воскресению, Имже просветишася всего мiра концы1Воскресный октоих 2-ого гласа. 6-я стихира на «Хвалитех».. Да восхвалят племена и народы Христа Бога нашего… и да поклонятся Его Воскресению из мертвых, которым просветился весь мир.
Крестом Твоим упразднил еси, юже от древа клятву… востанием же Твоим просветил еси род человеческий2Воскресный октоих 2-ого гласа. 5-я стихира на «Господи воззвах». Крестом Своим Ты упразднил постигшее нас через дерево проклятие… и Воскресением Своим род человеческий просветил.
Древом Спасе упразднил еси, юже от древа клятву…просветил же еси род наш востанием Твоим3Воскресный октоих 2-ого гласа. 2-я стихира на стиховне. Деревом Ты упразднил, Спаситель, постигшее нас чрез дерево проклятие… и просветил род наш Воскресением Своим.
«Воскресение Твое, Христе Спасе, всю просвети вселенную»4Воскресный октоих 2-ого гласа. 1-я стихира на стиховне. Воскресение Твое, Христе Спаситель, просветило всю вселенную

 

Свет и тьма

Как понимать, что Господь просветил наш род Своим воскресением? С одной стороны, речь идет о том, что Господь дал нам возможность уже здесь освободиться от греха и страстей, быть гражданами Его Царства, причастниками вечной жизни. В таком случае антиномическая пара «тьма/свет» — это метафорический образ, который является параллелью к паре «царство греха / царство Божие».

Использование пары «свет / тьма» в таком значении мы находим на страницах Нового Завета. Апостол Павел пишет, что Бог Отец «избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13). Апостол Петр пишет, что христиане — это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Учитывая, что такие милости Господь совершил с нами посредством страданий и Воскресения Иисуса Христа, мы поем, что Своим Воскресением Спаситель просветил род наш, то есть избавил нас от власти тьмы (греха, демонов) и ввел в Свое Царство.

 

Свет Преображения

С другой стороны, «просвещение рода человеческого» можно понимать в буквальном смысле. Богослужебные песнопения свидетельствуют, что Преображение Господа Иисуса Христа является прообразом Его Воскресения. Например:

Прежде Креста Твоего, Господи, поим ученики на гору высоку, преобразился еси пред ними, лучею силы озаряя их, отсюду убо человеколюбием, отонуду властию, показати хотя воскресения светлость5Преображение Господне. 2-я стихира на «Господи воззвах». Прежде Креста Твоего, Господи, взяв учеников на гору высокую, Ты преобразился перед ними, лучами силы озаряя их, желая показать, как человеколюбием, так и могуществом, светлость Воскресения.
Прообразуя воскресение Твое, Христе Боже, тогда поят три Твоя ученики, Петра, и Иакова, и Иоанна, на Фавор возшел еси. Тебе же, Спасе, преобразующуся, Фаворская гора Светом покрывашеся6Преображение Господне. На хвалитех стихира на «Слава и ныне». Прообразуя Воскресение Свое, Христе Боже, берешь тогда с Собою трех Твоих учеников Петра, и Иакова, и Иоанна, на Фавор взойдя. И при Твоем, Спаситель, Преображении гора Фаворская светом озарялась».

 

Преображение Господне как прообраз Его Воскресения

Слава Преображения является образом славы Воскресения Господа Иисуса Христа. Иными словами, преобразившись на Фаворе, Иисус Христос явил ту светлость, которая стала неотъемлемой от Его человеческой природы после воскресения из мертвы.

Кроме того, в песнопениях предпразднства этого праздника мы находим следующие тексты:

«Божественным днесь преображением человеческое все естество просиявает божественно, в веселии зовущее: преобразуется Христос, спасаяй вся» (Кондак);

«Пресвятаго славнаго преображения предсретение творяще в настоящий день, Христа славословим, наше огнем Божества преобразивша естество и якоже прежде нетлением облиставша» (1-я стихира на стиховне).

Мы видим, что Своим Преображением Господь показал славу человеческой природы, которой будет сиять каждый, кто унаследует спасение, даруемое Воскресением Сына Божиего. Иными словами, слава Преображения Иисуса Христа явила ту славу, которой просияет каждый, кто унаследует вечную жизнь в будущем веке. А поскольку без страданий и Воскресения Иисуса Христа никто бы не смог наследовать вечную жизнь, соответственно, никакой человек не просиял бы божественной славой. Все бы мы проводили и здешнюю, и будущую жизнь во тьме, даже в буквальном смысле.

Читайте также: Почему Бог обитает во мраке?

Мы не можем смотреть на солнце без специального оборудования, однако слава Преображения несравненно превзошла сияние солнца. Евангелист Матфей пишет, что во время Преображения, лицо Спасителя просияло, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). А в богослужебных песнопениях мы читаем о том, что Иисус Христос во время Своего Преображения «солнца просияв светлее». В других тропарях мы читаем:

Скрыся зарею Божества чувственное солнце, яко на горе Фаворе видев Тя преобразующася, Иисусе мой7Преображение Господне. 4-я песнь, 2-й канон, 2-й тропарь. Скрылось в лучах Божества Твоего чувственное солнце, когда увидело Тебя преображающимся на горе Фаворской, Иисусе мой.
Яко велие и страшное узреся видение днесь: с небесе убо чувственное, от земли же несравненное облиста Солнце правды мысленное на горе Фаворстей8Преображение Господне. 6-я песнь. 2-й канон. 1-й тропарь. Сколь великое и страшное явилось в сей день видение! С неба чувственное, а с земли невещественное несравненное Солнце Правды воссияло на горе Фавор

Поскольку славу Своего Преображения Иисус Христос открыл каждому из нас посредством Своего искупительного подвига, то мы и поем, что Его Воскресение просветило всю вселенную.

 

Итог

Таким образом, прославляя Иисуса Христа за то, что Он Своим Воскресением просветил как род наш, так и всю вселенную, мы, с одной стороны, благодарим Его за то, что Он освободил нас от власти греха и демонов (тьмы в метафорическом смысле) и ввел в Свое Царство (свет в метафорическом смысле). С другой стороны, мы благодарим Его за возможность в будущей жизнь просиять той божественной славой, которую Иисус Христос показал во время Своего Преображения.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.