Как победа над смертью обновила человеческую природу


Воскресение Христово. Икона. Псков, первая половина XVI века. Фрагмент
Воскресение Христово. Икона. Псков, первая половина XVI века. Фрагмент
Источник: Демид / Fotoload

Ранее мы разобрались, какую смерть победил Иисус Христос Своим Воскресением. Это духовная смерть — состояние падшего человека, когда он, будучи рабом своих грехов и страстей, ненавидел Бога и делал зло; состояние, которое унаследовало человечество после грехопадения Адама. Своим Воскресением Иисус Христос освободил человеческий род от рабства первородного греха, и эту свободу нам нужно принять. Проанализируем, как эта тема раскрывается в некоторых воскресных песнопениях третьего гласа.

Христос от мертвых воста, начаток усопших: перворожден твари, и Содетель всех бывших, истлевшее естество рода нашего в Себе Самом обнови. Не ктому смерте обладаеши: ибо всех Владыка державу твою разруши11-й седален по 1-й кафизме. Христос из мертвых воскрес, Начаток из умерших. Он, Рожденный прежде всех творений и Создатель всего существующего поврежденную природу (καταφθαρεῖσαν φύσιν) рода нашего обновил в Себе Самом. Смерть! Ты больше не имеешь власти, ибо Владыка всего сокрушил твое могущество.

 

Отсылка к гимну апостола Павла

Обратим внимание на структуру этого седальна. В первой части мы видим явную отсылку к христологическому гимну апостола Павла из послания к Колоссянам (1:15–20), в котором Спаситель именуется «начатком, первенцом из мертвых» (1:18), восхваляется как Творец всего (1:15–17) а также как Примиритель всего создания посредством Своего искупительного подвига (1:20). Приведем текст гимна, выделил слова, которые буквально или тематически цитируются в седальне:

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное (Кол. 1:15-20).

 

Воскресение и обновление

С другой стороны, в тексте седальна внимание обращено на другую сторону искупительного подвига Иисуса Христа: «Поврежденное естество рода нашего обновил в Себе Самом». После этого идет обращение к смерти со следующими словами: «Ты больше не имеешь власти, ибо Владыка всего сокрушил твое могущество». Мы видим, что во второй части гимна отсутствуют темы, которые были в исследуемом богослужебном тексте. Почему автор седальна сместил акценты с примирения на обновление и как это связанно с тем, что смерть больше не имеет власти? Учитывая, что Своим искупительным подвигом Иисус Христос освободил нас в первую очередь от духовной смерти, можно ответить так. После грехопадения Адама человеческая природа утеряла свою целостность и стала «поврежденной», или, другими словами, «падшей». И одним из ужаснейших последствий такого состояния является духовная смерть.

Таким образом, «обновление поврежденной природы рода нашего» прямо и непосредственно связанно с тем, что духовная «смерть больше не имеет власти, потому что Владыка всего сокрушил ее могущество». Почему автор сместил акценты христологического гимна апостола Павла? Можно предположить, что в процессе молитвенного размышления над текстом Писания Господь открыл автору, как наложить данный гимн на ярко выраженный контекст Воскресения Сына Божиего. Ведь важно учитывать, что текст гимна до самого конца седальна «не выходит из головы» автора, просто тот вписывает гимн в контекст Воскресения. «Обновление падшей природы нашего рода», по сути, является развитием мысли о том, что Христос является Творцом всего. Благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа, тот «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Можно сказать, что своими страданиями, смертью и Воскресением Спаситель довел творение до совершенства (сравн. Ин. 19:30). И в конце седальна автор именует Иисуса Христа «Владыкой всего», тем самым завершая тему творения: Сын Божий является Творцом вселенной. Сотворив этот мир, Он обновил его и таким образом продолжает оставаться его Владыкой.

С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.