Как отвергнуть первородный грех?
Хорошо известен воскресный тропарь четвертого гласа:
«Светлую Воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы и прадеднее осуждение отвергша, апостолом хвалящася глаголаху: испровержеся смерть, воскресе Христос Бог, даруяй мiрови велию милость».
Суть ясна — мироносицы, узнав от ангелов весть о воскресении, сообщили ее апостолам. Обратим внимание на некоторые детали. Речь идет о последствиях так называемого первородного греха — той духовной смерти, которой подвергся человеческий род. Освободившись от «осуждения прадедов», человек примиряется с Богом, вступает в Его семью, получает благодать — все бесценные дары искупительного подвига Иисуса Христа. Главный же дар — это то, что мы становимся обителью Святого Духа, Самого Бога. Таким образом, в кратких словах тропаря полноценно выражается суть Воскресения.
Событие, которое изменило все
Примечательно, что из Евангелия мы знаем, что мироносицы вовсе не так рассказали апостолам, что Христа нет во гробе (Мф. 28, Мк. 16, Лк. 24, Ин. 20). Вряд ли они говорили, что смерть уже упразднена и «вселенной дарована великая милость». В то время мироносицы еще и не знали, насколько значимо Воскресение Иисуса Христа, и пребывали в смятенном состоянии, а не в торжественном. Лишь после Пятидесятницы Святой Дух открыл апостолам и Церкви значение Воскресения. Но Церковь, чтобы особо подчеркнуть, как Воскресение все изменило, вкладывает эти поистине радостные вести («светлую проповедь») в уста мироносиц.
Читайте также: Как понимать победу Христа над смертью?
Избавились или отвергли?
Отметим также, что в русском переводе тропаря сказано, что ученицы Христовы избавились от «прародительного осуждения», а в Церковнославянском — то, что они его отвергли. С догматической точки зрения правы оба варианты, но с языка оригинала мы узнаем, что составитель песнопения имел в виду именно отвержение (ἀπορρίψασαι). Глагол ἀπορρίπτω можно даже перевести как «бросать прочь», «отвергать с презрением». И если русский перевод предполагает, что жены мироносицы «апостолам возглашали, торжествуя», то церковнославянский перевод («апостолом хвалящася глаголаху») ближе к оригиналу (καυχώμεναι). Можно сказать, что жены-мироносицы с презрением отвергли последствия первородного греха и, гордясь, возвестили апостолом: смерть низвержена, Христос Бог воскрес! Конечно, гордились они не собой, а Богом, Который это сделал. Будем и мы не только не стыдиться Иисуса Христа, но и почаще гордиться нашим Богом.
Что делать нам?
Какими были последствия первородного греха («прародительного осуждения»)? Преподобный Иустин Попович пишет: «Своим грехом прародители ввели дьявола в свою жизнь и дали ему место в богозданном и богообразном естестве. Таким образом, грех стал творческим началом в их естестве, противоестественным и богоборческим, злолюбивым и дьяволоцентричным». Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что после падения человек был «лишен благодати, потерял доверие у Бога, покрыл себя суровостью мучительной жизни, облекся в смертность, то есть в смертность и грубость тела, по праведному суду Божию был изгнан из рая, осужден на смерть и стал подверженным тлению. Адам умом отвратился от Бога и обратился к твари, из бесстрастного стал страстным и любовь свою от Бога обратил к твари и тлению». Можно привести и другие высказывания святых отцов, раскрывающих данный вопрос. Однако и этих уже достаточно, чтобы увидеть, насколько ужасны и отвратительны последствия первородного греха.
Как же нам избавиться от первородного греха? Есть только один вариант: поверить, что Иисус Христос Своим искупительным подвигом освободил человечество от него и принять этот дар. Что это значит на практике? Прежде всего, будем исповедовать и благодарить: Слава Тебе, Христе Боже наш, что Ты освободил нас последствий первородного греха.
Скорее всего, освобождение будет длительным процессом (возможно, займет всю жизнь). Апостол Павел пишет: «Очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны» (1 Кор. 5:7). Такой парадокс: с одной стороны, мы бесквасны, с другой стороны, нам заповедано очистить старую закваску. С одной стороны, мы освобождены от первородного греха, с другой, нам необходимо постоянно отвергать его. Почему это важно? Во-первых, чтобы не приписывать себе заслуг: ведь это Господь освободил нас от первородного греха, а не мы сами. Во-вторых, сам процесс борьбы с грехом и страстями будет проходить по-другому. Одно дело — бороться, признавая, что противник (грех) силен и непобедим, и совсем другое — когда мы боремся, понимая, что противник уже побежден.
Поэтому действительно важно, с одной стороны, исповедовать, что Господь уже освободил нас от первородного греха, а с другой стороны, прилагать максимум усилий, чтобы такая свобода стала действительно реальностью во всех отношениях.
С другими статьями автора можно ознакомиться на его телеграм-канале.