О смерти бездомного около Покровского собора
На прошлой неделе все средства массовой информации, включая православные сайты, облетела жуткая история: в Покровском парке города Владивостока недалеко от одноименного Покровского собора насмерть замерз человек.
Накануне в городе прошел ледяной дождь, который повредил инфраструктуру столицы региона, оставил людей без привычных удобств, нанес существенный ущерб имуществу. Последствия природной катастрофы не устранены до сих пор.
Ситуация со смертью бездомного, безусловно, трагическая. Но таких ситуаций на Русском Севере, Дальнем Востоке, да и вообще во многих регионах страны, где столбик градусника опускается ниже нуля, к нашему глубокому сожалению, хватает.
Почему же именно этот случай, один из сотен, происходящих каждую зиму, вызвал столько откликов и негатива в сторону Церкви? Не потому ли, что человек замерз рядом с храмом?
Но не пробовали ли критики в век глобальных коммуникаций просто открыть Google Maps или найти фотографии собора в одном из интернет-поисковиков, чтобы увидеть, что храм находится в парке и не имеет собственной территории?
А заодно смогли бы узнать, что при соборе много лет действует склад гуманитарной помощи, который, как сказано на сайте собора, «регулярно помогает одеждой, подгузниками, продуктами питания многодетным прихожанам, одиноким мамам, воспитывающим детей, пожилым людям».
А те православные критики, которые цитировали святителя Григория Двоеслова и патетично писали, что «перед храмом умер Христос», может быть, вы позвонили в собор и уточнили, есть ли там камеры видеонаблюдения, есть ли там сторож или охрана, которые могли бы спасти бездомного? К примеру, храм, в котором я служу, закрывается в 6 часов вечера, и там нет сторожа или других людей, чтобы ночью открыть его в случае необходимости.
Может быть, прежде чем начать писать с трагическим пафосом, стоило почитать многочисленные комментарии в СМИ полицейских и клириков собора, которые говорят, что именно этот парк — излюбленное место бомжей?
Почему не пришло в голову, что человек мог идти мимо храма, упасть, умереть и остаться никем не замеченным до утра? И совершенно неважно, от чего он умер. Было ли это алкогольное опьянение, сердечный приступ, или он просто поскользнулся и ударился головой. Важно другое — что умер человек и кто-то пытается на его смерти громко заявить о своем милосердии через осуждение других.
У меня несколько простых вопросов ко всем критикам. Чтобы не быть голословным, дословно цитирую мнение одного из вас: «Человека в храм не пустили. Причина — церковные службы на момент его прихода к храму уже закончились. Не открывать же двери храма для какого-то бомжа».
Вы действительно были свидетелем этого события? Видели, как бездомный стучался в дверь храма, как безжалостные служители Церкви с гримасами ужаса и отвращения на лице закрыли ее перед ним? Или вы просто нашли повод написать очередное злословие?
А многие ли из вас, кто ругал Церковь (и православные, и не очень), могут ответить себе на вопрос, только честно, ведь все равно никто не узнает вашего ответа? Если к вам завтра в дверь, в домашнюю дверь, ведущую в мир уюта, тепла и вкусной пищи и скоростного Интернета, постучится бродяга. Бомж. Грязный, немытый, с запахом перегара, с гноящимися ранами на руках и ногах.
Как вы поступите? Откроете ли вы милосердно двери? Увидите ли вы в грязном бомже распятого Бога? Побежите ли, как евангельская Марфа, суетиться собирать на стол лучшие яства, а потом, обув на босу ногу туфли, потому что спешите, несмотря на холод и гололед, побежите в аптеку за лекарствами и перевязочными материалами? Или поскорее закроете дверь, может быть, дав бедолаге кусок хлеба либо какую-то мелочь, и побыстрее постараетесь вытеснить мысль, опасную для спокойной жизни мысль: а что будет с ним дальше? Мысль, которая может лишить вас сна, отбить удовольствие от вкусной пищи не хуже ковида, мысль, которая поставит ребром вопрос: а не был ли этот бродяга тем самым бродягой с большой буквы, который 2000 лет назад не знал, где приклонить главу, которого все гнали и в итоге убили на кресте?
Ведь дав бездомному хлеба на пороге вашей квартиры, вы не спасете ему жизнь, а пустив в свою жизнь, дав ему кров, пищу, лекарства, вы можете все изменить. Но сделаете ли это вы? Сколько раз вы это делали, проходя мимо нищих у храмов или просто валяющихся в кустах пьяных людей?
И если мы не готовы пускать бомжей в свою уютную жизнь, то, может, не будем тогда хотя бы осуждать всех вокруг? Может быть, эта история, эта трагедия подвигнет каждого из нас стать более добрыми друг к другу, более милосердными к тем, кто нуждается в нашей любви, заботе и помощи. Помню, когда я только начинал свой путь священника, у меня произошел случай. Я заходил на территорию храма в рясе и с крестом. На паперти храма сидел человек характерного вида, нищий бродяга, и он обратился ко мне: «Брат, помоги мне, чем можешь». Я возмутился в душе такому обращению к себе (какой он мне брат?), а потом, слава Богу, почувствовал стыд. Христос, Творец мира, не брезговал мыть ноги Своим ученикам, обычным рыбакам, а я вознес себя выше некуда…