Христианское отношение к богатству

Священник Антоний Скрынников

Источник: Giorgio Trovato / Unsplash

Сегодня я хотел бы поразмышлять вместе с вами на тему богатства, финансового благополучия, материального достатка и отношения христиан к этим вещам. 

На прошлой неделе, 4 декабря, в средствах массовой информации появилось интересное интервью основателя социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павла Дурова. 

В интервью известный программист и предприниматель в том числе сказал интересную вещь, цитирую:

«Мне посчастливилось рано разбогатеть. К 22 годам на моем банковском счете был миллион долларов, к 25 — десятки миллионов, к 28 — сотни миллионов. Однако не это делало меня счастливым».

А буквально через два дня, 6 декабря, мы с вами слышали на воскресном богослужении притчу из Евангелия о безумном богаче. Притча короткая, но с глубоким содержанием. Расскажу в двух словах. Был некий богатый человек, аграрий. И тут у него случается хороший урожай, настолько хороший, что он не знает, что ему ним делать. Поразмышляв, он приходит к мнению, что нужно срочно ломать старые амбары, строить новые и засыпать туда урожай, а после этого сказать себе, что можно спокойно есть, пить и веселиться много лет. Желание вполне понятное для многих людей. Но у Бога, как мы видим, — другие планы. Он говорит, что богач безумен, потому что сегодня ночью ему предстоит умереть. 

Каждый из нас в жизни строит планы. Разные планы. Мы строим планы на жизнь, планируем дела на месяц, распределяем время каждый день. И в этом нет ничего плохого. Плохо, если в наших планах нет места Богу, нет места милосердию, любви к ближним и простому размышлению: а правильно ли я все делаю? 

Мы все с вами много трудимся для того, чтобы растить детей, оплачивать коммунальные услуги, покупать лекарства, погашать кредиты и ипотеки. И если мы — люди верующие, то понимаем, что все, что есть у нас в жизни, нам дал Бог. Он был нашим соработником. Есть такое понятие, как синергия, то есть соработничество, соработничество человека и Бога. Когда человек хочет, стремится, трудится, Бог ему помогает. 

Но бывает в нашей жизни, что мы получаем что-то просто так, незаслуженно, не приложив усилий. Например, каждый из нас пришел в этот мир авансом. Мы ничего не сделали для того, чтобы родиться. Это заслуга наших родителей и благословение Божие. Или вдруг мы неожиданно получаем наследство. Большую сумму или квартиру, на которую мы не рассчитывали. 

Почему Бог называет богача безумным? Вряд ли он был безумен в медицинском смысле этого слова. Отнюдь нет. Наверняка, наоборот, он был человеком финансово рассудительным и умным, раз смог наладить свое дело и получать доход. Но этот доход, этот урожай, который он получил, был больше того, что он планировал. Это видно из контекста притчи. Богач не ожидал, что будет так много плодов, и не был готов к этому. И чтобы сохранить весь урожай, он начинает, как сейчас модно говорить, оптимизировать свои складские мощности. 

Безумцем Господь его называет по той причине, что, получив незаслуженно дар, он не подумал поделиться с ближними, с теми, кто рядом, с теми, кто нуждается в милосердии.

Само по себе богатство не может являться грехом или особой добродетелью, как считается в некоторых протестантских общинах. Те, кто готовятся к исповеди, наверняка встречали списки грехов в различных пособиях по подготовке к таинству. Так вот, там нет такого греха, как богатство. Стяжательство, мшелоимство, жадность есть. А богатства нет, потому что богатство, деньги или власть — это всего лишь инструмент, и все зависит от того, как ты этим инструментом распоряжаешься. 

Подтверждение этому — история Церкви, в которой одинаково почитают как совершенно нищих святых Ксению Петербургскую и Василия Блаженного, так и святого императора Константина, богатейшего человека своей эпохи, у ног которого лежала огромная империя и несметные богатства. 

Притча о богаче — это именно притча, из которой каждый верующий человек должен сделать простой, но столь важный для нашего спасения вывод: во всех наших планах должен быть Бог. И если мы уповаем на Его милость и просим о соработничестве, то и мы должны стать соработниками нашим ближним. 

У меня есть добрый знакомый, христианин по имени Тимофей. У них в семье заведена замечательная традиция — с любого дохода часть средств отдавать нуждающимся. Они собираются вечером за столом и вместе, всей семьей, с детьми решают, какую сумму и кому именно они отдадут в этом месяце. Буквально совсем недавно он позвонил мне сам и сказал следующее: «Батюшка, мы продали нашу машину, посовещались с семьей и решили, что пятнадцать тысяч можем отдать нуждающимся людям»… И попросил найти таких людей. 

И это просто замечательно! Это не только хороший педагогический пример подрастающим сыновьям, но и, безусловно, дело Божие. 

Прекрасно, когда человек может внутренне сопротивляться богатству и помнить, что за этот особый дар будет и особый спрос — как мы смогли распорядиться им. 

Я часто вспоминаю моего любимого героя из трилогии Толкиена «Властелин колец». Помните, наверное, сюжет про кольцо всевластия, которое подавляет волю любого человека, делает его зависимым, порабощает и склоняет ко злу? И единственный герой, который был временным хранителем кольца и смог от него добровольно отказаться, — это простой садовник Сэм. Полурослик, хоббит. Когда Сэм вынужден надевать кольцо, оно начинает его искушать, соблазнять властью и величием, нашептывая ему, что он самый храбрый, великий и мудрый. Но вся злая магия рассыпается, когда Сэм спокойно и по-христиански напоминает себе, что он всего лишь простой садовник. То есть его спасают простота и смирение. Дай Бог, чтобы каждый из нас был таким садовником в жизни!