Цифровое творчество

Священник Антоний Скрынников

Источник: Markus Spiske / Unsplash

Сегодня я хотел бы поразмышлять вместе с вами на тему развития цифровых технологий, искусственного интеллекта, средств коммуникации.

За новостями о коронавирусе мы зачастую пропускаем информацию и новости, которые, на первый взгляд, могут показаться неинтересными или неважными, но на самом деле имеют большой потенциал к размышлению.

Мне попался очень занятный доклад музыканта, юриста и инженера Дэмиена Рила. Выступая на конференции частного некоммерческого фонда TEDx в Миннеаполисе, Рил заявил, что его команде удалось сгенерировать все возможные мелодии в пределах одной октавы. А это, задумайтесь, более 68 миллиардов мелодий. По его словам, алгоритм работает со скоростью 300 тысяч мелодий в секунду. Как утверждает автор доклада, это было сделано для того, чтобы больше никто никого не обвинял в плагиате. В ближайших планах, по словам авторов алгоритма, — создать всю возможную музыку и дать свободу творчества авторам и музыкальным коллективам. И если причина, побудившая заняться этой работой, не вызывает вопросов, то выводы — даже очень. Правда ли это будет способствовать развитию творческого начала? Не станет ли это, наоборот, регрессом? Причиной того, что человечество потеряет гениальных композиторов, которые разочаруются в музыке, узнав вначале своего творческого пути, что все, что они напишут, уже написано задолго до них? И мир не получит нового Людвига Ван Бетховена или Сергея Рахманинова...

Не удивлюсь, если через несколько лет сверхмощный компьютер сгенерирует все возможные тексты, воспроизведя все написанное в прошлом и еще не написанное в будущем.

Поймите, дорогие друзья, я совершенно не против развития технологий. Я лишь за то, чтобы это развитие имело конструктивное начало и принесло пользу человеку и человечеству.

Святой Ефрем Сирин в далеком четвертом веке писал: «Как тело без духа мертво́, так и знание без деятельности праздно». То есть, любое знание должно приносить пользу делу, пользу человеку, стимулировать творческое начало, а не ограничивать его.

Другой пример, но тоже из этой серии.

Недавно американская развлекательная компания Netflix выпустила мини-сериал о гениальной шахматистке — «Ход королевы».

Сериал не только оказался успешным, но и вызвал по всему миру всплеск интереса к этой древней замечательной игре. Запрос в Google «как научиться играть в шахматы» достиг пика популярности за 9 лет, сайт Chess.com почти каждый день бьет рекорды по игрокам, а шахматные блогеры удивляются просмотрам. Но останется ли этот интерес в будущем, когда компьютеры сгенерируют или уже сгенерировали абсолютно все возможные ходы, дебюты, комбинации?

В одном из интервью выдающийся российский шахматист Владимир Крамник выражал обеспокоенность тем, что его любимые шахматы стали менее творческой игрой. Бездушные расчеты движков привели к появлению библиотеки дебютов и защит, которые гроссмейстеры знают наизусть, сетовал великий гроссмейстер.

Если раньше весь мир с замиранием сердца смотрел за шахматными баталиями за звание чемпиона мира среди людей, то теперь смотрит за шахматными баталиями между искусственными нейронными сетями AlphaZero и Stockfish.

Современная цифровизация и технологии — это благо только с одной стороны. Например, если они избавят нас от необходимости часами стоять в очередях к врачу или в местном отделении Пенсионного фонда. Или другой пример: посещая с лекциями Прибалтику, я с удивлением увидел, что на междугородных рейсах Wi-Fi активируется только после того, как все пассажиры пристегнут ремень безопасности в салоне автобуса.

Но она же, цифровизация, может быть опасностью, если лишает нас приватности. Приватности личной, семейной, социальной.

Как вы сможете помочь ближнему, исполняя заповедь Спасителя: «когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3), если осуществится мечта всех глобалистов и будут отменены наличные деньги?

Также создание единой базы, в которой есть исчерпывающая информация о каждом человеке, вызывает разумные опасения. Нет никакой гарантии, что через месяц база не окажется в продаже на черном рынке.

Как тут не вспомнить слова гения антиутопии 20 века Джорджа Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее». Зададимся вопросом: правда ли мы умнее людей прошлого (в глобальном смысле) лишь на том основании, что пользуемся мессенджерами и создаем искусственный интеллект?

В заключение своих размышлений хотел бы привести цитату из выступления Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с учеными Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики: «Опасность развития новых технологий только в одном — эти технологии несут несомненное ограничение или полную потерю свободы человека... Чем больше мы полагаемся на цифровые носители, тем больше мы подвергаем опасности, в первую очередь, свою свободу. Не только средства связи, но и вообще вся цифровая цивилизация, которая уже начинает становиться нашим достоянием, способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена».