О блоге Невечерний свет
Христианское богословие всегда было неразрывно связано с поэзией. Святитель Григорий Богослов писал стихотворения, и в самых серьезных своих произведениях он обращается к поэтическому языку. На праздник Светлого Христова Воскресения во всех православных храмах звучит пасхальный канон — вдохновенное слово о пасхальной жертве Христа, одна из вершин православной богослужебной поэзии. Слыша этот канон, трудно поверить, что его автора, преподобного Иоанна Дамаскина, иногда называют «отцом схоластики», поскольку он составил последовательное изложение православной веры. Талант систематизатора сочетался в нем с талантом поэта.
Почему это так? Именно язык поэзии способен проявить, «высветить» духовный смысл обыденных вещей. В этом, собственно, и состоит роль этого языка, в котором привычная речь перекраивается, подчиняется ритму и рифме, встраивается в размеры строф. Поэзия — это преображение языка повседневности. Взгляд поэта дает новую жизнь явлениям, за которыми автор видит иную реальность. Для поэта-христианина эта реальность заключается в божественном свете, незримо пронизывающем мир, — в тех лучах, которые преподобный Максим Исповедник называл «логосами», смыслами творения, а преподобный Исаак Сирин назвал «прозрениями». Это свет, который не меркнет со временем, отчего отцы Церкви, поэты Духа, назвали его «невечерним».
Такая постановка вопроса ставит христианское служение поэта на небывалую высоту — и она же возлагает на поэта небывалую ответственность. Сейчас часто говорят о том, перед богословами стоит задача выразить святоотеческую традицию на языке своего времени. Перед поэтом-христианином стоит похожая задача, и в чем-то даже более трудная: для своих современников он становится свидетелем тех реалий, которые остаются за пределами буквального смысла слов. Он становится свидетелем «невечернего света».
«Невечерний свет» — именно так мы назвали новый цикл на нашем портале, посвященный православному поэту и писателю Валерии Анатольевне Алфеевой. Христианское свидетельство о свете стало лейтмотивом ее творчества. Когда-то ее повесть «Джвари» (1989 г.) открыла красоту православия миллионам читателей в Советском Союзе и за рубежом, и сейчас ее рассказы и стихотворения вдохновляют многих наших современников.
Вашему вниманию будут предложены стихотворения Валерии Анатольевны в исполнении выдающихся деятелей искусства, ее рассказы с не публиковавшимися ранее иллюстрациями. И мы надеемся, что отблески «невечернего света» будут достигать все новых и новых наших читателей и приносить вдохновение тем, кто в нем нуждается.