Зачем в Русской Церкви открывают по три храма в день?


Церковь Троицы Живоначальной в Останкине
Церковь Троицы Живоначальной в Останкине
Источник: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Зачем в Русской Церкви открывают по три храма в день? Лучше бы строили школы и больницы. А чем больше будет храмов, тем меньше в них будет людей. Уже храмы пустеют.

Представление о том, что храмы пустеют, является продуктом домыслов и спекуляций тех, кто храмы не посещает. Опыт последних десятилетий показывает, что количество верующих в храмах только растет. И даже если где-то раньше стоял один храм, а теперь вокруг построили еще несколько, количество прихожан в этом храме не уменьшается.

Рост числа храмов начался в 1988 году, когда Церковь праздновала 1000-летие Крещения Руси, и продолжается до настоящего времени. В 1988 году у Русской Церкви было 6893 прихода, из которых лишь 2300-2400 находилось в России, 3791 в Украине, 477 в Белоруссии, 196 в Молдавии. За тридцать лет общее количество приходов увеличилось приблизительно на 32 тысячи и к концу 2018 года составило 38 649, из которых в России 17 231, в Украине 12 122, в Беларуси 1567, в Молдове 1231, в других странах ближнего зарубежья около тысячи, в дальнем зарубежье столько же. Таким образом, общее число храмов Русской Церкви выросло более чем в пять раз, в России — в семь раз.

В 1988 году у Русской Православной Церкви был 21 монастырь. Сейчас их около тысячи. В каждом монастыре есть как минимум один храм, в некоторых — по 2, 3 и более храмов. В общей сложности в монастырях проживает около 15 тысяч монашествующих.

Общее количество духовенства Русской Церкви, включая епископов, священников и диаконов, перевалило за 40 тысяч. При этом заметно понизился средний возраст духовенства.

Формула «три храма в день» относится к Русской Церкви в целом, не к Церкви в Российской Федерации. В России ежегодно открывается около 500 храмов.

Важно понимать, что открытие храмов в течение всех этих лет не было результатом какого-то продуманного плана или разнарядки, спускаемой сверху. Храмы создавались там, где в этом возникала потребность. Как правило, сначала создавалась община, она начинала молиться в съемных помещениях, в нее назначался священник, и лишь по прошествии определенного времени начиналось строительство храма. Так было в России, в ближнем и дальнем зарубежье.

Темпы роста числа духовенства, монашествующих, мирян, храмов и монастырей в Русской Православной Церкви беспрецедентны. Они не имеют аналогов ни в мировой истории, ни в современной ситуации. Эти темпы являются особенно впечатляющими на фоне того упадка религиозной жизни, который характерен для многих христианских общин на Западе, где регулярно снижается число верующих и количество священнических призваний, а храмы и монастыри все чаще закрываются.

Относительно школ и больниц — это вопрос не к Церкви, а к государству. Храмы строятся не на государственные деньги и не на средства налогоплательщиков. Многие из более тридцати тысяч храмов, построенных за последние тридцать лет, возводились на пожертвования простых верующих. Для строительства некоторых привлекались благотворительные средства, поступавшие, в том числе, от крупных промышленных предприятий, нефтяных и газовых компаний, банков и торговых центров.

Каждый храм, будучи местом богослужения и молитвы, является еще и важным социальным центром. При некоторых храмах действуют благотворительные учреждения, включая сиротские приюты, дома для престарелых, столовые для бездомных. При многих храмах существуют воскресные школы для детей, центры для различных категорий взрослых, в том числе для одиноких матерей с детьми, для лиц, борющихся с алкогольной или наркотической зависимостью.

В зарубежье приходы Московского Патриархата нередко становятся центрами приобщения к русскому языку и русской культуре, местами, где соотечественники могут после богослужения пообщаться друг с другом в неформальной обстановке.

Источник: Митрополит Волоколамский Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».