Зачем изучать теологию в школе?
На фоне роста террористических настроений раздаются призывы религиозных лидеров ввести преподавание религии в школах. Разве внедрение религиозной пропаганды в школьное образование не приведет к росту межконфессиональной вражды?
Религиозное образование может и должно стать важным фактором противодействия террористической идеологии. Речь не идет о «религиозной пропаганде» в школах. Речь идет о том, чтобы дети и подростки получали знания об основах религиозных традиций от компетентных специалистов. Отсутствие таких знаний — одна из причин роста экстремистских настроений среди молодежи.
Русская Церковь на протяжении многих лет борется за то, чтобы религия изучалась в школах. Пока единственное, чего нам удалось достичь, это введение культурологического предмета, посвященного изучению одной или нескольких религиозных традиций по выбору учащихся или их родителей, но лишь в течение одного учебного года и лишь в объеме одного часа в неделю. С нашей точки зрения, этого недостаточно.
Мы ратуем за расширение преподавания религии в школах не потому, что хотим всех обратить в православие. Каждый — и взрослый, и ребенок — имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. И на заданный одним российским телеведущим риторический вопрос, будут ли его судить за атеизм, может быть только один ответ: не будут. Но позаботиться о том, чтобы наши граждане знали, чему учат традиционные религии, в чем отличие реального ислама от терроризма под исламскими лозунгами, мы обязаны. И для этого крайне важно расширять преподавание религии в начальной, средней и высшей школе. Причем детям нужны знания не только в области своей собственной религиозной традиции, но и в области религиозных традиций своих соседей.
Читайте также: Один час Библии для школы: взгляд изнутри.
Безграмотность в религиозных вопросах способна превратить наших молодых людей в легкую добычу экстремистских и террористических организаций. Достаточно вспомнить случай с московской студенткой Варварой Карауловой, которая была завербована террористической организацией и готовилась вступить в ряды убийц. Это, к сожалению, далеко не единственный пример того, насколько духовно незрелым и беззащитным может оказаться современный человек перед экстремистской идеологией, маскирующейся под религиозные учения. Воспитанные в секулярной среде, некоторые наши молодые люди оказываются не готовыми к агрессивному напору экстремистской идеологии.
Необходимо последовательно прививать детям и молодежи знания о традиционных религиях, не ограничиваясь отдельными модулями в начальной школе или религиоведческими факультативами в университете. Светский характер государства не следует трактовать как запрет на преподавание религии в школе.
Необходимы профессиональные, компетентные специалисты — учителя, преподаватели высших учебных заведений. Мы привыкли, что знания о религии преподаются религиоведами, социологами, политологами, для которых религия является лишь объектом стороннего изучения. Но наряду с религиоведением, изучающим религию как бы извне, отстраненно, существует сформировавшийся тысячелетиями теологический подход, который в наше время оказывается востребованным именно потому, что опирается на мировоззренческое ядро и ценности конкретной религиозной традиции.
Преподавание религии в школах и высших учебных заведениях — вопрос безопасности наших граждан. Это касается как Православия, так и ислама и других религий. Пусть лучше молодежь узнает об основах ислама от представителей этой религии, имеющих лицензию на образовательную деятельность от государства, чем она будет узнавать об этом от экстремистов, прикрывающих исламской риторикой человеконенавистническую идеологию.
Источник: Митрополит Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».