Почему в Церкви до сих пор празднуется Обрезание Господне?


Пьер Бельжамб, гравюра «Обрезание Христа»
Пьер Бельжамб, гравюра «Обрезание Христа»
Источник: Wikimedia Commons

Один исламский муфтий призвал делать женщинам обрезание, «чтобы разврата не было на земле, чтобы сексуальность уменьшилась». И в иудаизме, и в исламе сохраняется варварская практика «обрезания крайней плоти» у младенцев мужского пола. Но и в Церкви до сих пор празднуется Обрезание Господне. Разве это нормально?

Исламский муфтий, говоря о женском обрезании, высказал свое частное мнение. К Православной Церкви оно не имеет ни малейшего отношения, как и ортодоксальный иудаизм.

Практика обрезания младенцев мужского пола, существующая в иудаизме и исламе, восходит к описанному в Библии завету, заключенному между Богом и Авраамом (Быт. 17:10–14). В соответствии с этой практикой Иисус Христос был обрезан на восьмой день от рождения (Лк. 2:21).

Однако уже в первом поколении христиане отказались от обрезания. Решение об этом было принято на Апостольском соборе в Иерусалиме в середине I века (Деян. 15:1–34). Певрохристианская община состояла из обрезанных, то есть бывших иудеев, и необрезанных, то есть бывших язычников. Обращаясь к тем и другим, апостол Павел писал: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдение заповедей Божьих» (1 Кор. 10:17–18).

Праздник Обрезания Господня установлен в память одного из событий евангельской истории. Наличие такого праздника в христианском календаре никоим образом не связано с пропагандой или поощрением практики обрезания. Такой практики в христианстве просто не существует.

В христианстве на смену обрезанию как знаку завета между Богом и израильским народом пришло крещение как таинство нового завета между Богом и искупленным им человечеством. По словам апостола Павла, христиане в крещении «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–12).

Источник: Митрополит Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».