Почему Православие считает себя лучше других конфессий?
Христос основал одну Церковь, а христиане разделились. Почему Православие считает себя лучше других конфессий?
Христос действительно основал только одну Церковь. Более того, только одна Церковь существует. Как это? Попытаюсь объяснить, но сначала скажу вот о чем: Христос создал Церковь из живых людей. И, наверное, это было с самого начала ее проблемой. Если бы Он хотел «беспроблемную» Церковь, Он бы создал ее из ангелов.
Люди — не ангелы. Они приходят в Церковь со своими страстями и грехами. И хотя Церковь существует для того, чтобы помогать им с этими грехами бороться и преодолевать страсти, процесс этот длительный, непростой и не всегда успешный.
Церковь часто сравнивают с больницей. В больницу ложатся, чтобы вылечиться от конкретной болезни. Но, во-первых, не все вылечиваются. Во-вторых, процесс лечения может быть очень долгим. В-третьих, болезнь может в разное время проявлять себя по-разному: иногда она входит в острую фазу, человек испытывает тяжелые страдания, иногда болезнь как бы отступает. В-четвертых, многие болезни заразны, и один человек может подхватить вирус от другого; иногда возникают целые эпидемии. Наконец, в-пятых, некоторые заболевания требуют не просто лечения, а замены органов или их ампутации.
У Церкви на протяжении веков тоже были свои болезни. Они назывались ересями или расколами. Ересь — это такое уклонение от церковного учения, которое касается основополагающих вероучительных истин. Раскол — это такое разделение между церковными общинами, при котором они перестают совместно совершать Евхаристию — главное христианское богослужение, — и разрывают отношения между собой.
Существуют разные теории относительно того, как соотносится основанная Христом Церковь с теми Церквами, которые существуют сегодня. Согласно одной теории, распространенной в протестантской среде, все христиане мира составляют одну «невидимую» Церковь. Согласно другому пониманию, основанная Христом Церковь сохранилась лишь в одной из ныне существующих Церквей. Последнего понимания придерживаются православные и католики.
Согласно православному вероучению, есть только одна Церковь, основанная Иисусом Христом, в Символе веры она именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Таковой является Православная Церковь. Почему именно она? Потому что она сохранила в чистоте и неповрежденности учение Иисуса Христа. А еще потому, что нынешние епископы — прямые преемники апостолов Христа: они получили рукоположение внутри непрерывной цепи рукоположений, восходящих к апостолам, а через них к Самому Христу.
Католическая Церковь тоже считает себя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью. И в ней тоже сохраняется апостольское преемство. Однако, с точки зрения Православия, в течение своей истории она допустила ряд нововведений, в том числе изобрела новые догматы — вероучительные истины, не известные изначальному христианству. В нравственных вопросах католики близки к православным, чего нельзя сказать о многих современных протестантских общинах, вставших на путь пересмотра основополагающих нравственных норм.
Источник: Митрополит Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».