Почему одни прихожане считают себя лучше других?
Многие люди не ходят в церковь, потому что когда-то их там обидели. Почему церковные старушки такие злые и грубые?
В своей передаче «Церковь и мир» я однажды, отвечая на подобный вопрос, принес извинения всем, кто был обижен в храме, за всех тех, кто у нас в храмах ведет себя не так, как должно. Приношу эти извинения и на страницах настоящей книги.
К сожалению, такая проблема существует, она не изжита, хотя многое делается и Патриархом, и архиереями, и настоятелями храмов, и рядовыми священниками, чтобы ее решить. Патриарх, выступая перед выпускниками Сретенской семинарии, сказал: «Мне приходилось разговаривать с людьми, которые всю свою веру потеряли только оттого, что, первый раз войдя в храм, они встретились с грубостью, злобой, раздражительностью». Причем эти качества могли проявить не только «церковные старушки», но и прихожане более молодого возраста, а иногда даже и служители Церкви.
Должен признать, нам не хватает культуры общения с людьми, случайно вошедшими в храм. Некоторые прихожане или прихожанки, особенно из числа старшего поколения, принимают себя в церкви за хозяев. Заходит молодой человек или, чаще, девушка (особенно если она зайдет в брюках или без платка) и вместо того, чтобы сказать ей какое-то доброе и ласковое слово, они набрасываются на нее и начинают осуждать за то, что она не так одета, не так выглядит, губы у нее накрашены.
Я думаю, что это абсолютно недопустимое поведение. Мы в Церкви не хозяева. Хозяин в Церкви Бог. Мы все приходим в храм, потому что нам нужна Божья помощь. И если человек зашел с улицы, и он не так одет или не там встал, не на это надо обращать внимание. А обращать внимание надо на то, что человек пришел для того, чтобы встретиться в храме с Богом. Если он пришел к Богу, значит, что-то его привело: или жизненные испытания, или потеря близкого человека, или просто любопытство.
Мы призваны всякому человеку открыть двери в Церковь. А это значит, что мы должны всякого встречать приветливо, с любовью, и не смотреть, во что он одет, а смотреть, что у человека на сердце.
Источник: Митрополит Иларион, «Неудобные вопросы о религии и Церкви».