Почему Церковь не против смертной казни?
Почему Церковь не выступает против смертной казни? Разве ее долг «печалования» не предполагает заботу о том, чтобы смертная казнь была отменена?
На этот вопрос дан ответ в «Основах социальной концепции»: «Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания».
Далее в документе говорится: «Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».
В настоящее время в большинстве стран, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви, смертная казнь отменена, либо введен на нее мораторий. Время от времени, особенно после громких преступлений, получающих широкую огласку, а также после террористических актов, возобновляется дискуссия о необходимости смертной казни. В этой дискуссии Церковь занимает позицию, отраженную в ее официальных документах.
В истории нашего Отечества было время, когда смертная казнь применялась в массовом порядке — не только по отношению к уголовным преступникам, но и по отношению к тем, кого объявляли неблагонадежными в политическом отношении. Многие священнослужители и простые верующие были расстреляны только за то, что они верили во Христа и принадлежали к Церкви. Многие другие категории граждан, включая членов партии, были казнены по приговору «тройки» НКВД, то есть фактически без суда и следствия. Счет расстрелянным шел на сотни тысяч.
Страшным памятником сталинской эпохи является Бутовский полигон, на котором в 1930-х годах многие тысячи людей были расстреляны по обвинению в шпионской, контрреволюционной и антисоветской деятельности. Здесь, бок о бок с людьми зрелого возраста и глубокими стариками, расстреливали студентов и даже школьников (при Сталине был принят закон о допустимости смертной казни для подростков начиная от 12 лет). Самым младшим из расстрелянных на Бутовском полигоне было 15, 16 или 17 лет: таких здесь было уничтожено несколько десятков. 18-20-летних расстреливали сотнями.
Осужденных привозили в крытых грузовых машинах, куда вмещалось до 50 человек, заводили в барак, проверяли их личность по фотографиям и документам. Процедура проверки и переклички могла длиться несколько часов. На рассвете осужденных ставили на край глубокого рва; стреляли из пистолета в упор, в затылок. Тела убитых сбрасывали в ров и при помощи бульдозера засыпали землей.
Значительную часть расстрелянных составляли «церковники» — епископы, священники, монахи, монахини и миряне, обвиненные в принадлежности к «церковно-монархической организации». Большинство расстрелянных по этой статье принадлежало к Русской Православной Церкви: в числе Бутовских новомучеников — шесть архиереев, более трехсот священников, диаконы, монахи и монахини, псаломщики и регенты церковных хоров. Среди казненных в Бутово за религиозные убеждения были старообрядцы, баптисты, мусульмане, иудеи.
Бутовская фабрика смерти работала безостановочно. Массовые казни начались в августе 1937 года и продолжались до октября 1938-го. Как правило, в течение одного дня расстреливали не менее ста человек; в иные дни расстреливали по 300, 400, 500 и более. 17 февраля 1938 года расстреляли 502 человека, а 28 февраля — 562. Всего за 15 месяцев было расстреляно более 20 тысяч человек. Их кости до сего дня лежат на Бутовском полигоне, покрытые тонким слоем земли.
Я привел лишь один пример, но таких фабрик смерти было множество на территории Советского Союза. Впоследствии многие из расстрелянных в те годы были реабилитированы. Но реабилитация не может вернуть человеку жизнь. Она может лишь восстановить его доброе имя.
Смотрите также: Чувашская Голгофа.
Для страны, имеющей такой страшный опыт, отмена смертной казни является, помимо всего прочего, данью памяти тем, кто в результате судебной ошибки или сознательного подлога потерял жизнь. Трагедии, подобный той, что произошла в сталинскую эпоху, не должны повторяться.
В то же время, в условиях растущей террористической угрозы вопрос об уничтожении террористов ставится обществом все более и более остро, так же, как и вопрос об ужесточении наказания для них. В 2011 году норвежский террорист Андерс Брейвик совершил серию терактов, жертвами которых стали 77 человек. Террорист был приговорен к максимальному сроку тюремного наказания в 21 год. Свой срок он отбывает в трехкомнатной тюремной камере, где имеет все необходимое для комфортной жизни. Многие родственники погибших считают приговор слишком мягким и справедливо опасаются, что, выйдя на свободу по истечении тюремного срока, террорист вернется к преступной деятельности.
Источник: Митрополит Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».