Откуда у епископа личное имущество?


Святитель Григорий Богослов
Святитель Григорий Богослов
Источник: Демид / Fotoload

Может ли епископ обладать личным имуществом? Ведь он монах, давал обет нестяжания.

Каждый архиерей Русской Церкви, согласно ее Уставу, является монахом. При пострижении в монашество произносится обет нестяжания, а также обет пребывания в монастыре. Но если монаха из монастыря направляют на приходское служение, его ситуация меняется. И еще раз она меняется в том случае, если он становится архиереем. Монастырь обязан пожизненно обеспечивать монаха всем необходимым, включая жилье и питание. А на служении вне монастыря монаху нередко приходится самому себя обеспечивать.

Правила, касающиеся монастырских монахов, не могут быть перенесены на архиерея. С того момента, когда монах становится архиереем, он руководствуется иными правилами — теми, которые относятся к деятельности архиереев. 

Вопрос о личном имуществе архиереев получил всестороннее рассмотрение в церковных канонах. В частности, 40-е апостольские правило (IV век) указывает:

«Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хочет, и как хочет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа… Ибо праведно сие пред Богом и человеками, дабы и церковь не потерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского; и епископ, или его сродники, не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема бесславием». Аналогичны по содержанию 32 (41) правило Карфагенского собора (393-419 гг.) и 24 правило Антиохийского собора (341 г.).

Авторитетный толкователь церковных канонов Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон (XII век) так комментирует 40-е Апостольское правило:

«Божественные Апостолы… определили, чтобы раздельно, а не смешано было имущество, лично принадлежащее епископу и принадлежащее церкви. При сем епископ имеет власть распоряжаться собственным имуществом по своей воле, как при жизни, так и в завещаниях на случай кончины. При сем и церковь не потерпит ущерба в случае могущих открыться долгов епископа, ни его последняя воля, или изъясненная еще при жизни не останется не исполненною. Таким образом, открывается, что если епископ не сделает известным свое имущество, какое имел до рукоположения, а равно и перешедшее к нему законным образом после рукоположения, которое не было церковным, то все его имущество удержат и сделают собственностью преемствующий ему епископ и епископская церковь».

Другой канонист, Иоанн Зонара (XII век), отмечает:

«Это правило повелевает епископам, имеющим собственное имущество, объявлять о нем, дабы не смешалось оно с церковным, но чтобы явно было как принадлежавшее им до епископства, так и то, что могло перейти к ним после епископства от родственников, то есть по наследству, или по завещанию, или другим подобным образом. Ибо собственное имущество они могут оставлять, кому захотят, впрочем, только православным христианам, а церковным должны управлять со страхом Божиим и раздавать из него бедным».

Из приведенных правил и их толкований следует, что епископ вправе обладать личным имуществом. Более того, правила ограждают это имущество от посягательств со стороны Церкви. Епископ вправе распоряжаться своим имуществом, в том числе завещать его «кому хочет, и как хочет». Важно только, чтобы его личное имущество — как то, которое он имел до рукоположения в епископский сан, так и то, которое законным путем приобрел после рукоположения — было описано, дабы при его кончине не возникло споров о том, что принадлежало лично ему, а что должно принадлежать Церкви.

Нет ничего предосудительного и в том, чтобы архиерей имел не только квартиру, но и, например, отдельный дом с садом. На эту тему в IV веке писал святой Григорий Богослов, которого враги обвиняли в том, что он «роскошествует». Отвечая на эти обвинения, Григорий, у которого было свое фамильное имение, писал: «У нас есть, может быть, источник, и садик, и прохладный ветерок, и тень деревьев — самые незначительные стяжания. И это вы называете роскошью! Или уж христианам нельзя и дышать? Может, и это нам возбраните?»

Ситуация, в которой живут архиереи в наше время, сильно отличается от ситуации IV или XII века. Но суть от этого не меняется. Если архиерей живет на полном иждивении у Церкви, он, конечно, может и не иметь личного имущества. Однако этого не требуют от него церковные правила. Что же касается архиерея, живущего на собственном обеспечении, то обладание личным имуществом для него не только позволительно, но и необходимо.

Источник: Митрополит Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».