Может ли христианин не подчиняться властям?


Люди на Красной площади в Москве
Люди на Красной площади в Москве
Источник: Виталий Белоусов / РИА Новости

Церковь учит, что «всякая власть от Бога». А если власть безбожная, если она антинародная, если призывает к действиям, несовместимым с христианством, то и тогда ей надо безропотно повиноваться?

Принцип лояльности государственной власти был заложен в основу христианства с самого его зарождения. В Евангелии рассказывается, как Иисусу показали монету с изображением кесаря (императора) и спросили, позволительно ли давать ему подать. Иисус ответил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). На суде у римского префекта Понтия Пилата Иисус сказал ему: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11).

Учение Иисуса оказало большое влияние на становление христианской социально-политической мысли. Апостол Петр писал: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:17). Данное изречение является частью пространного наставления, которое Петр давал адресатам своего послания: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро» (1 Пет. 2:13–14).

Апостол Павел развивает это учение еще более подробно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:1–5).

Важно отметить, что апостолы Петр и Павел призывают к лояльности и покорности той самой языческой власти, под которой Иудея находилась во времена Иисуса Христа. Эта позиция восходит к ветхозаветному представлению о том, что земной властитель, даже язычник и иноверец, поставлен от Бога и выполняет волю Божью. Согласно Ветхому Завету, Бог является источником всякой власти на земле: Он «низлагает царей и поставляет царей» (Дан 2:21). Сопротивление светской власти необходимо только в том случае, когда она требует отступления от веры (Дан. 3:16–18) или от «отеческих законов» (2 Макк. 7:1–41). В этом случае от верующего требуется готовность сопротивляться власти вплоть до смерти.

Читайте также: Был ли Иисус революционером?

Христиане последующих поколений не внесли изменений в то представление о природе земной власти, которое было сформулировано в апостольскую эпоху. Во II–III веках христиане доказывали свою покорность римской власти в многочисленных апологетических сочинениях. При этом многие из них с готовностью принимали смерть, когда от них требовали отречения от Христа или принесения жертвы императору как божеству. Такую позицию Церковь сохранила на все последующие времена. Ее краткое изложение содержится в словах Златоуста (IV век):

«Когда ты слышишь “отдавайте кесарево кесарю”, понимай под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу».

В соответствии с учением Христа, апостолов и Святых Отцов в «Основах социальной концепции» говорится: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Эти слова дают четкий ответ на вопрос о том, как христианин должен реагировать на антинародную и безбожную власть. В гражданских делах христианин обязан повиноваться любой государственной власти. Но если эта власть навязывает атеистическую идеологию, призывает к антицерковным действиям или поступкам, противоречащим христианской нравственности, член Церкви не может ей в этом повиноваться.

Источник: Митрополит Волоколамский Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».