Может ли духовник контролировать своих чад?


Андрей Шишкин, «Перед службой»
Андрей Шишкин, «Перед службой»
Источник: Rasa-art

Некоторые духовники пытаются взять под жесткий личный контроль жизнь своих духовных чад — вплоть до того, что решают, жениться им или нет, на ком жениться, какую профессию выбрать. Разве это нормально?

Это ненормально. На такие злоупотребления обратил внимание Священный Синод в декабре 1998 года, издав по этому поводу специальное постановление, в котором констатируется: «В последнее время участились случаи злоупотреблений в духовнической практике, негативно сказывающиеся на состоянии церковной жизни. Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей».

Приводятся примеры злоупотреблений в пастырской практике: «Некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме. Случается, что духовник настаивает на расторжении брака между супругами, когда один из супругов не принадлежит к православной вере. Иные монашествующие духовники запрещают своим духовным чадам вступление в брак и принуждают их к принятию монашества на том основании, что монашество якобы выше брака».

Упоминаются также случаи, «когда пастырь запрещает пасомым обращаться за медицинской помощью, препятствует исполнению пасомыми своих гражданских обязанностей — участию в выборах, службе в вооруженных силах». Отмечается, что «некоторые пастыри навязывают пасомым те или иные политические взгляды. Иные духовники считают учебу в светских учебных заведениях “ненужной” или вредной для спасения. Подобные требования не только нарушают право каждого христианина на принятие самостоятельных решений, но и входят в противоречие с действующим законодательством».

В истории Церкви бывали духовники, которые отличались особым даром — прозорливостью, то есть способностью не только видеть человека насквозь, но и предсказывать его будущее. Известны случаи, когда такие духовники — их обычно называют «старцами» — давали неожиданные советы, которые могли шокировать собеседника. Лишь впоследствии становилось понятно, что неожиданный совет был пророческим. Однако даром прозорливости обладают лишь единицы, и то, что может быть позволено прозорливому старцу, не должны позволять себе духовники, не обладающие таким даром.

Исходя их этого, в резолютивной части документа Синод постановил «напомнить всем пастырям-духовникам о том, что они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина. Подчеркнуть, что беспрекословное послушание, на котором основывается отношение послушника к старцу в монастырях, не может в полной мере применяться в приходской практике во взаимоотношениях между священником и его паствой. Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета».

Синод постановил «призвать верующих Православной Церкви обращаться к своему правящему архиерею всех случаях, когда пастырь-духовник превысил данную ему Богом власть “вязать и решить”. Напомнить православной пастве о том, что советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви: в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним».

В постановлении цитируются слова преподобного Симеона Нового Богослова (X век) о том, как должны строиться отношения между духовным чадом и духовником: «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинении Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».

Слова преподобного Симеона указывают на тот основной принцип, которым каждый верующий может руководствоваться не только при выборе духовника, но и при принятии решения о том, следовать ли полученному от него конкретному совету. Если этот совет расходится со Священным Писанием или святоотеческим учением, следовать ему нельзя.

Источник: Митрополит Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».