Храмы — государству или Церкви?
Церковь стремится вернуть себе памятники архитектуры, такие как Исаакиевский собор, борется за возвращение икон из музеев. Разве музейные работники не сохранят церковные ценности лучше, чем это сделают сами церковники? Ведь храмовое здание, находящееся в руках государства, всегда будет под присмотром. И иконы в музее не закоптятся от свечей.
На фронтоне Исаакиевского собора красуется надпись: «Храм Мой храм молитвы наречется». Эти слова произнес Иисус Христос, когда выгонял торгующих из Иерусалимского храма (Мф. 21:13). Строители собора не случайно выбрали именно такую надпись, чтобы ее видел всякий входящий в храм или проходящий мимо. Она красноречиво указывает на предназначение храма — быть домом молитвы, а не музеем.
На протяжении семидесяти лет храмы в нашей стране подвергались поруганию и использовались не по назначению. Многие храмы были разрушены, многие культурные ценности безвозвратно погибли. Надо отдать должное музейным работникам, которые в трудные годы гонений на Церковь самоотверженно боролись за сохранение икон, священных сосудов, церковной утвари. Благодаря их трудам многое сохранилось. Но еще больше было уничтожено по прямому указанию государственной власти, поставившей своей целью полную ликвидацию религии.
Времена изменились, и сегодня власть не противодействует религии. Многие храмы уже возвращены их законному владельцу — Церкви. И это вполне естественно, поскольку храмы созидались Церковью для богослужения и молитвы. Культовые здания других религиозных конфессий также возвращаются их законным владельцам.
В распоряжении Церкви находятся многие предметы старины, включая старинные иконы. Их законное место — в храме, а не в музее. Почему? Потому что они создавались как часть храмового интерьера, их писали для того, чтобы перед ними молились люди во время богослужения.
Если иконы темнеют под действием копоти от свечей, то это вопрос, который в наше время можно решить без особого труда. Во-первых, можно использовать свечи высокого качества, которые не дают копоть. Во-вторых, многие иконы помещаются под стекло, где копоть для них не опасна.
В некоторых случаях за сохранностью иконы следят не только церковные работники, но и музейные работники. Так, например, знаменитая Владимирская икона Божией Матери, датируемая XII веком, размещена в храме святителя Николая в Толмачах и хранится в специальном киоте, где поддерживается необходимая для ее сохранности температура. А сам храм входит в комплекс зданий Третьяковской галереи. Во время богослужения в храме присутствуют верующие, а во внебогослужебное время там проводятся экскурсии.
Такой же режим будет установлен в Исаакиевском соборе после того, как он будет передан Церкви. Там сохранится музей и будут проводиться экскурсии. Но вход в храм станет бесплатным, и богослужения будут совершаться регулярно.
Источник: Митрополит Иларион, «Неудобные вопросы о религии и Церкви».