Как доказать, что Бог существует?
Как доказать, что Бог существует? Ведь Его никто не видел. Так, может быть, Его вообще нет?
«Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Эти слова произнес не атеист. Они из Евангелия. Христиане не только не отрицают, что Бога никто не видел, но и прямо утверждают это. А почему Его никто не видел? По очень простой причине: Он невидим. И это один из основополагающих догматов христианства.
Но разве то, что мы не видим, не может в реальности существовать? Мы не видим в человеке душу, но ведь она у него есть. И ум мы не видим. Один известный хирург, ставший православным епископом, а ныне прославленный в лике святых, говорил: «Мне приходилось делать много операций на черепе, и когда я его вскрывал, я не видел там ума».
Есть мир видимый, материальный, а есть мир невидимый, нематериальный. В невидимом мире существует душа, ум, память, чувства, переживания. Бог тоже существует в невидимом мире.
Откуда мы узнаем, что у человека есть ум? Из того, что он говорит и делает. Откуда узнаем, что у него есть душа? Из того, как она себя проявляет. То есть мы узнаем о наличии того, что невидимо, из его видимых проявлений. Точно так же мы узнаем о Боге — по тому, как Он являет Себя в видимом мире.
Если вы посетите музей Ван Гога в Амстердаме, вы можете познакомиться с несколькими сотнями его произведений — от ранних ученических зарисовок до картин, написанных за несколько недель или дней до смерти. Перед вами пройдет вся жизнь художника, и его личность откроется самыми разными гранями. Но можно себе внушить, что картины эти появились сами собой, и отрицать, что они созданы конкретным человеком.
Бог — художник Своего творения. Горы, море, небо, деревья — во всем этом Он невидимо присутствует. Но можно не замечать Его присутствия, отрицать Его бытие и считать, что все произошло само собой.
И в событиях жизни человека можно видеть руку Божию, а можно ее не видеть или отрицать. То, что верующие принимают за действия Бога, неверующие приписывают случайности или стечению обстоятельств, везению или невезению. Неверующего человека невозможно заставить поверить в существование Бога, пока он этого не захочет или пока Сам Бог не откроет Себя ему. В этом смысле можно сказать, что бытие Бога недоказуемо.
Неоднократно в истории предпринимались попытки рационально доказать бытие Божие. Например, латинский богослов Фома Аквинский (XIII век) приводил пять доказательств бытия Божия: 1) через движение; 2) через производящую причину; 3) через необходимость; 4) от степеней бытия; 5) через целевую причину. Первое доказательство исходит из того, что в природе все движется, а всякое движение имеет своей причиной нечто иное, следовательно, необходимо дойти до некоего Перводвигателя, который сам не движим ничем иным: таким Перводвигателем является Бог. Второе доказательство таким же способом, через понятие причинно-следственной связи, приходит к признанию Первопричины всего, которой является Бог. Третье доказательство основано на том, что для всех предметов этого мира возможно быть или не быть, но должна быть такая сущность, для которой не было бы внешней необходимости существования: такой сущностью является Бог. Четвертое доказательство: в мире имеются предметы более или менее совершенные, но необходимо высшее совершенство, которое было бы причиной всякого блага и совершенства; им и является Бог. Наконец, пятое доказательство исходит из того, что предметы, лишенные разума, подчиняются целесообразности, будучи руководимы сознательной волей: «следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом».
Однако этот набор рациональных доказательств может убедить только тех, кто захочет в них поверить. Неверующий человек скажет, что все могло произойти само собой, без всякой причины, и движение могло начаться без двигателя, и развитие мироздания происходит в силу стечения обстоятельств, а не по воле Божией. Так, собственно, и говорят те, кто именуют себя атеистами или агностиками.
Человек неверующий может прийти к вере по двум основным причинам: либо потому, что Бог Сам ему откроется, либо потому, что он откроет свое сердце навстречу Богу. Бог может открыться человеку и вопреки его воле, но чаще всего Он являет Себя человеку в ответ на готовность человека Его увидеть и услышать. Если человек сознательно противится Богу, не впускает Его в свое сердце, Бог, как правило, не вторгается в его внутреннее пространство. Бог уважает свободу человека и не хочет Себя ему навязывать.
Бога невозможно увидеть глазами или услышать ушами, но Его можно увидеть и услышать сердцем — не тем физическим органом, который бьется в нашей груди, а тем, который способен чувствовать, переживать, страдать, радоваться, откликаться на зов. Ведь именно в таком смысле мы употребляем слово «сердце», когда говорим, что у нас тяжело на сердце, или что сердце нам что-то подсказывает, или что мы что-то чуем сердцем.
Разные религии предлагают человеку различные пути, чтобы приблизиться к Богу. Христианство открывает путь к вере в Бога и познанию Бога через Иисуса Христа. Я начал этот ответ с цитаты из Евангелия, а теперь хотел бы процитировать всю фразу целиком: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Единородный Сын Божий — это Иисус Христос. Он открыл людям невидимого Бога. Они могут видеть Его в лице Его Сына Иисуса Христа — Бога, ставшего человеком.
Об этом же говорится в библейской книге Послание к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…» (Евр. 1:1–3). Здесь речь идет о том, как Бог открывал себя древним евреям через пророков, которые возвещали им волю Божию, а в «последние дни» (послание было написано в I веке, вскоре после распятия Иисуса Христа) открыл Себя людям через Своего Сына.
Христианство так отвечает на вопрос, как увидеть Бога: вглядись в лик Иисуса Христа, вслушайся в Его слова, научись жить по Его заповедям, соединись с Ним духовно и телесно, и Бог перестанет быть для тебя невидимым. Ты увидишь Его — не телесными глазами, но очами души.
Источник: Митрополит Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».