Церковь против контрацепции?


Источник: Travis Grossen / Unsplash

Церковь выступает против контрацепции. Но ведь безопасный секс защищает от венерических болезней, препятствует распространению СПИДа.

Православная Церковь занимает сбалансированную позицию, далекую от однозначного осуждения любых форм и средств контрацепции. В «Основах социальной концепции» говорится: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

В то же время в документе подчеркивается, что «супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время». И далее, напомнив совет апостола Павла супругам не уклоняться друг от друга, «разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5), документ подчеркивает: «Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (Мф. 19:11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи».

Акцент, как видим, делается на сохранении и укреплении семьи, а отнюдь не на формальном и безоговорочном запрете на использование любых контрацептивных средств. В этом Православная Церковь отличается от Католической, которая отвергает все способы контрацепции в браке, кроме естественных (половое воздержание, прерванный половой акт).

Понятие «безопасный секс» обычно применяется к сфере половых отношений вне брака. С точки зрения Церкви, никакой секс вне брака не может быть безопасным. Даже если он безопасен в физиологическом отношении, он небезопасен в духовном отношении, подобно тому, как небезопасен просмотр порнографического видеоконтента, даже если от такого просмотра нельзя заразиться венерической болезнью или СПИДом.

Церковь участвует в борьбе против СПИДа, но не путем пропаганды контрацепции и «безопасного секса», а путем пастырской работы, направленной на максимально широкое распространение среди верующих христианского понимания брака и семьи.

Церковь также ведет пастырскую работу с ВИЧ-инфицированными. Подробные инструкции на эту тему содержатся в официальном документе «Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом». Здесь подчеркивается, что «питательной средой эпидемии ВИЧ в наших странах является массовое распространение асоциальных и аморальных форм поведения: беспорядочных половых контактов и потребления инъекционных наркотиков. В то же время нередки случаи, когда заражение происходит из-за халатности медицинского персонала, в результате изнасилования, неверности супруга; растет число детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание, первоначально распространявшееся среди “групп риска”, постепенно охватывает все более широкие слои общества».

Читайте также: «У Бога нет здоровых». Интервью со священиком, помогающим ВИЧ-инфицированным.

О том, каким должно быть отношение Церкви к больным СПИДом, говорится в следующих строках документа: «В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью. В современном обществе, где часто культивируются жестокость и ненависть по отношению к другому, поощряется борьба с другими людьми за обретение высокого социального статуса и присвоение максимума материальных благ, Церковь должна проповедовать словом и проявлять на деле свою веру и убежденность в том, что сострадание, милосердие, жертвенная любовь к другому человеку являются универсальной и абсолютной этической ценностью».

Документ содержит множество конкретных рекомендаций, касающихся как пастырского попечения о ВИЧ-инфицированных, так и профилактики ВИЧ-инфекции. Вот лишь одна из таких рекомендаций: «Священнослужитель на приходе должен вести разъяснительную работу в отношении ВИЧ-инфекции и лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, сообщая прихожанам объективную и достоверную информацию. Эту работу следует вести как среди взрослых прихожан, так и среди детей. Образовательная и воспитательная работа с детьми в отношении ВИЧ-инфекции может проводиться в рамках приходских воскресных школ, специализированных приходских детских и молодежных программ, летних лагерей. Основная цель этой работы — воспитание в духе христианских нравственных принципов, усвоив которые, дети смогут самостоятельно и ответственно контролировать свое поведение. Образовательная и воспитательная работа на приходе должна учитывать те опасности, с которыми сталкивается современная молодежь, и учить противостоять им. Следует с раннего возраста воспитывать детей в духе семейных ценностей, супружеской верности и целомудрия, милосердия и сострадания, отвержения наркотиков и других греховных искушений».

Использование контрацептивных средств позволяет минимизировать риск заражения СПИДом и венерическими заболеваниями, но не исключает этот риск полностью. Чтобы сделать половую жизнь человека полностью безопасной, необходимо ответственное отношение самого человека к этой сфере.

Рекомендации, которые делает Церковь, направлены как на физическое, так и на духовное здоровье человека. И главный принцип остается для Церкви незыблемым: секс безопасен только в контексте брачного общения мужа и жены. Именно христианское понимание брака и семьи, не предполагающее секса вне брака, делает сексуальную сферу жизни человека абсолютно здоровой и безопасной.

Источник: Митрополит Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».