Зачем на литургии Василия Великого вспоминают сотворение мира?


Сотворение мира. Мозаика Сан-Марко, Венеция, XIII в.
Сотворение мира. Мозаика Сан-Марко, Венеция, XIII в.
Источник: uchitelj / LiveJournal

Издательский дом «Познание» опубликовал сборник материалов конференции, посвященной Василию Великому. У читателей портала «Иисус» есть возможность первыми прочитать особенно яркие доклады. Сегодня публикуем отрывок, посвященный «Литургии творения». Ведь Божественная литургия — это не только воспоминание Тайной Вечери и жертвы Христовой, но и полноценное участие в творении мира, считает Василий Великий. 

Заметная особенность анафоры свт. Василия состоит в том внимании, которое уделяется теме творения. Продолжительность практически всех молитв анафоры увеличена (по сравнению с их вариантами в Литургии свт. Иоанна Златоуста) во многом за счет явных у святителя Василия — в отличие от имплицитных у Златоуста — отсылок к домостроительству спасения, начало которого было положено Богом в творении мира. Святитель Василий часто обращает молитвы: «Владыко всех, Господи небесе и земли, и всея твари, видимыя же и невидимыя»1Первая молитва анафоры., «Начальнику жизни»2Вторая молитва анафоры., «седяй на престоле славы и призираяй бездны»3Первая молитва анафоры., помнящему «создания Твоего в конец, еже сотворил еси» и «еси дела рук Твоих»4Вторая молитва анафоры. и т.п. Разумеется, эти понятия нельзя приписывать исключительно литургическому лексикону свт. Василия — гораздо важнее то, каким образом порядок и элементы творения вплетаются в общую канву повествования в молитвах анафоры. Святитель напрямую говорит о райском саде («создав бо человека, персть взем от земли, и образом Твоим, Боже, почет, положил еси в раи сладости»)5Там же. и подчеркивает роль человека: Бог «не отвратился создания Твоего в конец, еже сотворил еси, Блаже, ниже забыл еси дела рук Твоих»6Там же.; он напрямую говорит о Христе, Сыне Отчем, как о Том, Кто упомянут в Бытии при сотворении человека («Егда же прииде исполнение времен, глаголал еси нам самем Сыном Твоим, Имже и веки сотворил еси»)7Там же.; он описывает Церковь в понятиях космоса, связывая ее с масштабом творения («помяни, Господи, святую Твою соборную и апостольскую Церковь, юже от конец даже до конец вселенныя»)8Молитва во время гимна Богородице (или интерцессия, во время каж-
дения святых Даров). и проводит поэтические параллели между человеком и тварным миром, в котором он обитает («Помяни, Господи, иже в пустынях и горах, и вертепех, и пропастех земных»)9Там же. и т.п. Отдельно подчеркивается, как раскрывается история человека внутри творения (например, «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеова и Ааронова священства, Самуилова мирная»)10Молитва перед Символом веры., раскрываются пастырские темы заботы о бедных, больных, нуждающихся и угнетенных в окружающем его мире («плавающим сплавай, путешествующим сшествуй, вдовицам предстани, сирых защити, плененныя избави, недугующия исцели»)11Молитва во время гимна Богородице (или интерцессия, во время каждения святых Даров)..

Смотрите также: что нужно знать о сотворении мира и человека? 10 тезисов митрополита Илариона.

Гораздо более значимо в рамках данного исследования то, что во фразеологии всех этих молитв лейтмотивом просматривается тема творческого действия Бога, которую через все эти молитвы святитель вводит в контекст литургического приношения. Богослужебное действо в этот момент Литургии переходит от воспоминания объективной истории (т.е., библейские чтения: о жизни Церкви в мире — апостольское чтение, и о Боговоплощении — евангельское чтение) к участию в кульминации творения, т.е., в единении человека с Богом через приобщение Телу и Крови Христовым. И именно так выстраивает святитель свой литургический труд в своих молитвах: Евхаристия как совершаемое не просто «в Мое воспоминание» (ср.: Лк. 22:19), не просто участие в том, что Христос сделал и заповедал в горнице, но признание того, что происходившее там, как и происходившее на Кресте, и в гробнице было кульминацией продолжавшегося акта творения, отправной точкой которого было «в начале», как написано в книге Бытия. Таким образом, Евхаристия для святителя Василия предстает как кульминация всей истории, поскольку вся история воспринимается как разворачивающийся акт творения, идущий к своей высшей точке — к полному единению человека с его Творцом. Поэтому для свт. Василия совершенно логично, что священник должен размышлять о различных вехах творения в этот момент литургического переживания: упоминается жертвоприношение Ноя, поскольку полнота жертвоприношения переживается в Литургии. Приводится на память священство Моисея и Аарона, поскольку Евхаристия — высшая точка и высшее предназначение священнического служения. «Призираяй бездны», на бесформенные воды и безвидную и пустую землю при творении (ср.: Быт. 1:2) упомянут именно таким образом, поскольку в Литургии высший порядок воцаряется над хаосом, искупление побеждает грех. Поэтому вся совокупность творения и вселенская история вчитываются свт. Василием в литургическое переживание, соединяя деяние священника, молящегося этими словами, с деянием Творца, являя охват творения и истории в преображении жизни человека во Христе.

Фрагмент доклада епископа Иринея (Стинберга).