Первый или Второй?


Преображение Господне. Икона. Ярославль, около 1516 года. Фрагмент. Святой Апостол Петр
Преображение Господне. Икона. Ярославль, около 1516 года. Фрагмент. Святой Апостол Петр
Источник: Демид / Fotoload

В Издательском доме «Познание» вышла книга «Мировое православие. Первенство и соборность в свете православного вероучения». Это сборник материалов одноименной международной конференции Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.

Специально для читателей портала «Иисус» публикуем отрывок из книги — доклад протоирея Валентина Асмуса, посвященный первенству в древней Церкви и тому, как оно отражается в церковных канонах.

Начнем с парадоксального вопроса: имеет ли Патриарх Варфоломей право на звание Первого? По древним канонам (которые никто не отменял) это право принадлежало Римскому Предстоятелю. И обосновывалось оно далеко не только тем, что Рим — столица «вселенной», то есть огромной империи. Главные основы первенства Рима — обетования Христа Спасителя апостолу Петру: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16:18–19).

Среди святоотеческих высказываний об этом евангельском слове есть и такие. Свт. Григорий Богослов, в пассаже, где он сопоставляет апостолов, называя по именам семерых из них, говорит:

Из Христовых учеников, которые все были высоки и достойны избрания, один именуется Камнем и ему поверяются основания Церкви1Gregorius Nazianzenus. Orationes. 32..

Свт. Иоанн Златоуст:

Петр, верховный в сонме [апостолов], уста всех апостолов, глава того братства [апостольского], предстоятель всей вселенной, основание Церкви2Joannes Chrysostomus. In illud: Hoc scitotequod in novissimisdiebus. 4..

Свт. Василий Великий:

Петр <...> за превосходство веры получил обетование, что на нем созиждется Церковь3Basilius Caesariensis. Adversus Eunomium. II22..

Петр <...> предпочтен всем ученикам, один более других был отличаем и ублажаем, которому вверены ключи царства небесного4Idem. De judicio Dei. 7..

И прощальный завет Господень «паси овцы Моя, паси агнцы Моя» (Ин. 21:15–17) может толковаться как говорящий о преимуществах Петра. В беседе на это место Евангелия свт. Иоанн Златоуст говорит:

Почему же, помимо других учеников, беседует об этом с Петром? Потому, что он был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно перед другими. <...> Почему же престол Иерусалимский получил Иаков? <...> Петра Христос поставил учителем не для этого престола, но для вселенной. <...> Христос предсказал Петру величие, вручил ему вселенную, предвозвестил мученичество и засвидетельствовал, что его любовь больше любви других5Joannes Chrysostomus. In loannem homiliae. 88.1–2..

Такому пониманию Евангелия соответствуют и службы апостолу Петру. В службе 29 июня уже в составе новозаветных чтений предстает некое «неравенство» святых апостолов Петра и Павла: на вечерне — три чтения из Первого соборного послания Петра, на утрене — зачало 67 Евангелия от Иоанна («паси овцы Моя»), на литургии — зачало 67 Евангелия от Матфея (исповедание Петра в Кесарии Филипповой), и лишь Апостол на литургии Павлов и о Павле — зачало 193 из Второго послания к Коринфянам. В службе оба апостола именуются первоверховными, но описывается верховенство того и другого с разными акцентами — у Петра — власть, у Павла — скорее личная харизма:

<...> Петрову твердость, и Павлов разум, и светлую мудрость6Служба первоверховным апостолам Петру и Павлу, на малой вечерне. Стихиры на Господи воззвах // Минея, 29 июня..

<...> оваго убо, яко апостолов предначальника, оваго же, яко паче инех трудившася6Служба первоверховным апостолам Петру и Павлу, на великой вечерне. Стихиры на Господи воззвах // Минея, 29 июня..

Верховнейшаго апостолов <...>, яко первозваннаго Христова8Cлужба первоверховным апостолам Петру и Павлу, на великой вечерне. Канон первый святого апостола Петра, песнь 1 // Минея, 29 июня..

Соединяя в единое событие призвание Андрея и Петра, гимнограф обнаруживает, что в его время еще не сложилась легенда об основании Константинопольской Церкви святым апостолом Андреем, первозванность коего позднее подчеркивалась как преимущество его пред самим Петром и таким образом декларировались преимущества «второй» Церкви над «первой»:

Тя Превечный проуведев предустави, всеблаженне Петре, яко предстателя [своея] Церкве и первопрестольника9Там же..

Слово «своея» вставлено бдительными русскими редакторами, а используемое в оригинале слово «председателя» (греч. npdedpov) — заменено на слово «первопрестольника».

Яко пребольши ангел Петр в телеси: во светлом бо пришествии сего Христос Бог судию же и соседателя быти рече10Служба первоверховным апостолам Петру и Павлу, на утрени. Канон первый святого апостола Петра, песнь 3 // Минея, 29 июня..

Гимнограф «забывает», что Христос сказал это о двенадцати, а не об одном Петре (ср. Мф.19:28).

Эти цитаты можно еще умножать. Частично похвалы Петру переносятся и в службу 30 июня, двенадцати апостолам. Интересна также служба 16 января, поклонение честных вериг святого и всехвального апостола Петра. Здесь Петр воспевается не только как «верховный и первый апостолов». Греческая служба содержит два канона, один из коих, отсутствующий в славянской,представляет местами чуть ли не апотеозу апостола: «пречистыя руки», «пречистое тело» и проч. В одном из тропарей автор с византийским изяществом снимает с Петра вину в отречении: говоря «не знаю человека», Петр этим сказал, что не знает Иисуса как только человека, поскольку знает Его как Богочеловека.

На Востоке прекрасно знали притязания Римской кафедры. На Эфесском Соборе 431 года римский легат пресвитер Филипп объявил:

Никто не сомневается и во всех веках было известно, что святой и блаженнейший Петр, экзарх и глава апостолов, столп веры, основание кафолической Церкви, приял от Господа <...> ключи царствия и ему дана власть вязать и решить грехи: он доныне и всегда живет и судит в своих преемниках11Gesta Ephesina. Actio 3 // АСО I. Vol. 1(3). P. 60..

Нельзя сказать, что на Востоке готовы были в полном объеме принимать притязания Рима, но им не возражали, предпочитая молчание. Мало того, Православию на Востоке была крайне важна помощь Запада в борьбе с восточными ересями — арианством, несторианством, монофизитством, монофелитством, иконоборчеством. Не только в канонике, но и в догматике Западу позволяли то, что после эпохи Вселенских Соборов, в период упадка богословия, стали считать совершенно недопустимым. Великий Максим Исповедник отнесся к западному Filioque вполне миролюбиво12См.: Maximus Confessor. Epistulae. 20.. Свт. Фотий своей новаторской формулой «только от Отца» вознес проблему на уровень неразрешимости и непримиримости. Но он хотя бы стремился ставить в центр полемики догматические проблемы. Совершивший окончательный разрыв Михаил Кируларий сосредоточился на опресноках, а о Filioque вспомнил только под конец, по подсказке кардинала Гумберта, такого же непримиримого полемиста, как и сам Кируларий, но несколько более сведущего. «Великая схизма», для нас эпохальное событие, в Константинополе прошла незаметной и не отражена ни в одной летописи. Ей не придали значения прежде всего потому, что были уверены в ее эфемерности. Редко при каком из императоров не возобновлялись переговоры о воссоединении Церквей — схизма не считалась окончательной.

Важнейший вероучительный документ Православной Церкви — Синодик в Неделю Православия, до сих пор входящий во все греческие издания Триоди, а когда-то печатавшийся также в ее киевских и московских изданиях. Синодик формировался в IX-XIV веках. В нем нет ни одного упоминания латинства, ни одного осуждения латинян или византийских латинофилов. Нет, например, осуждения Патриарха-униата Иоанна XI века (1275-1282), самого значительного из византийских богословов-латинофронов. При таком отношении к схизме не могло быть и речи об отмене канонов о первенстве Рима и тем более о введении новых канонических распоряжений о том, к кому и в каком объеме переходят полномочия Первого после потери канонического общения с ним.

Понятие первенства в Древней Церкви было столь конкретно и даже столь персонально сосредоточено в лице апостола Петра (и его преемников) и в граде Риме («старшем», а не «ветхом»), что механический перенос его на какой-либо другой город и даже на кого-нибудь иного из апостолов невозможен и немыслим. Скорее всего до конца земной истории не будет восстановлено церковное единство Запада и Востока, но первое место можно считать (как это считали и в Византии) резервированным за Римом. Подобно и Константинополь, неоднократно выпадавший из общения из-за реальных, осужденных Вселенскими Соборами ересей (арианство, монофелитство, иконоборчество), после восстановления общения занимал прежнее место в диптихе.
Патриарх Константинопольский — вечно Второй. Его полномочия определяются не канонически, но фактически: поддержкой светской власти — императора, султана, а теперь и заокеанского «планетарха»; упадком трех древних Патриархатов из-за распространения ересей и иноверных завоеваний и другими посторонними факторами. Беря от римского папизма самое слабое и неприятное — жесткий централизм, грубое вторжение в жизнь других Церквей, ведущее к размыванию православного понятия актокефалии в каноническом сознании, Константинополь подрывает свои собственные позиции и ставит православный мир перед угрозой новой «великой схизмы».

Читайте также: Можно ли считать Петра главным апостолом?